История Имперского Петербурга Дворцовая площадь – главная площадь Российской империи 18.09.2009 раздел: История Санкт-Петербурга 0 комментариев
Дворцовая площадь. Проект А. Квасова и Ф.-Б. РастреллиВслед за переездом царской семьи в 1762 году в Зимний дворец глава архитектурной части Комиссии о каменном строении А. В. Квасов предложил ограничить площадь перед новой императорской резиденцией по циркульной дуге. Ф.-Б. Растрелли разработал несколько вариантов застройки Дворцовой площади с установкой в её центре конной статуи Петра I работы Б.-К. Растрелли. Проект застройки Дворцовой площади Ю. ФельтенаВ 1766 году против Зимнего дворца соорудили временный амфитеатр «военного каруселя» (так назывались развлечения для царского двора, устраивавшиеся кавалерийскими офицерами, переодетыми в особые костюмы и разыгрывавшими специальные упражнения — некое подобие рыцарских турниров). Позже карусель перенесли на Театральную площадь, а оттуда — на Царицын луг. После этого по повелению Екатерины II Академия художеств в 1779 году объявила конкурс на застройку Дворцовой площади; его победителем стал Ю. М. Фельтен. Он предложил строить дома по единому проекту, располагая их с учетом квасовской дуги. Но это был лишь промежуточный вариант организации Дворцовой площади. Планировка Дворцовой площади К. РоссиОкончательную её планировку осуществил великий К. И. Росси. Требовалось создать площадь, соизмеримую с другими смежными с ней центральными площадями, и одновременно подчеркнуть её главенствующее положение в имперской столице, связать Зимний дворец с Главным Адмиралтейством в единый ансамбль, придать площади торжественность, соответствующую проходившим на ней парадам. При возведении грандиозного здания Главного штаба — памятника величия Александровской эпохи — К. И. Росси включил в его состав три дома, построенных Ю. М. Фельтеном в 1780-е годы. Перед Росси стояла задача сохранения возможно большего количества старых конструкций и их использования в составе строившегося здания. Если присмотреться к фасаду Главного штаба, выходящему на площадь, то обнаружится, что лишь небольшая часть его развернута по циркулю, остальные же — по касательным. Однако архитектору удалось создать впечатление, будто в плане здание это описывает плавную дугу. Завершение формирования ансамбля Дворцовой площадиВ 1834 году в центре Дворцовой площади О. Монферран воздвиг Александровскую колонну — памятник императору Александру I. Здание Штаба Гвардейского корпуса, построенное А. П. Брюлловым в 1837–1843 годах, завершило оформление ансамбля. Великие зодчие, создававшие Дворцовую площадь, творили в разных архитектурных стилях, однако её ансамбль прочно скреплен точнейшими архитектурными построениями. Дворцовая площадь повидала самые пышные торжества и события выдающейся драматической силы, парады непобедимой гвардии и демонстрации трудящихся, свадебные кортежи и похороны, по ней проносились кареты и грохотали танки, на ней расстреливали безоружных людей, её бомбили фашисты, а она стоит, нисколько не изменившаяся под натиском времени, восхищая своим величием и блеском, главная площадь Российской империи. Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье. См. также: Зимний дворецАрхитектура Зимнего дворцаГосударственный ЭрмитажМалый ЭрмитажНовый ЭрмитажСтарый ЭрмитажЭрмитажный театрАрхитектурный ансамбль Дворцовой площадиАнсамбль центральных площадей Санкт-ПетербургаРежим работы ЭрмитажаИстория возникновения Дворцовой площадиИстория возникновения ЭрмитажаРейтинг материала:
Tweet |
А. Бетанкур
А. Брюллов
А. Захаров
А. Квасов
А. Ринальди
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
ансамбль центральных площадей
архитекторы Петербурга
Биржа
В. Бренна
В. Ф. Бренна
Васильевский остров
вельможи
Г.-И. Маттарнови
государственные деятели России
Д. Трезини
Дворцовая площадь
Екатерина II
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Зимний дворец
К. Росси
К. Тон
Коломна
Л. Шарлемань
Летний сад
Литейная часть
мосты
набережные
Невский проспект
неосуществленные проекты мостов
Николай I
О. Монферран
основание Петербурга
панорама Петербурга
Петр I Великий
Петроградская
Петроградская сторона
Российские императоры и императрицы
С. Чевакинский
Смольный и Пески
Тома де Томон
утраченные дворцы
утраченные дома и особняки
утраченные жилые дома
утраченные мосты
утраченные общественные здания
утраченные святыни
Ф.-Б. Растрелли
художники Санкт-Петербурга
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|