Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Мосты и набережные Петербурга

Египетский мост

11.03.2010 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Египетский мост

Египетский мост

В начале XIX века, в связи с походом Наполеона в Египет, Европа ближе познакомилась с замечательным искусством этой древней страны. В этот период в архитектуре, скульптуре, живописи часто начинают появляться мотивы, заимствованные из египетского искусства. Входы в здания, мосты и набережные украшаются фигурами сфинксов, не вывезенными из Египта, а созданными скульпторами тех лет.
Восточные мотивы нашли отражение и в произведениях русских мастеров первой половины прошлого столетия.
Интересным примером таких работ был Египетский мост через Фонтанку (у Лермонтовского проспекта), считавшийся в свое время красивейшим из петербургских мостов и лишь частично сохранивший свой декор.

Мост был открыт 25 августа 1826 года. Сооруженный по проекту Г. Треттера и под непосредственным руководством военного инженера П. Христиановича, он представлял собой однопролетный цепной, на береговых устоях, проезжий мост.
Журнал «Зодчий» писал: «Египетский мост висит на цепях, пропущенных сквозь чугунные ворота египетского стиля, со множеством украшений и орнаментов, называемых добрыми людьми египетскими иероглифами, которые имеют ли какое значение или нет, а в нашем понятии просто говорят: «Честь тебе, искусный зодчий».

На береговых устоях моста возвышались прямоугольные постаменты, на которых лежали сфинксы.
Монументальные ворота с карнизом, контрфорсами и тремя колоннами, между которыми свисали легкие шестигранные фонари, оформляли въезды. Колонны разграничивали пролет моста на пешеходные и проезжие части. Ворота, цепи, решетка были окрашены в коричневый цвет и по карнизу декорированы вызолоченными рельефными листьями лотоса, а в центре их украшали великолепные чугунные орлы с позолотой на крыльях и щитами на груди. Ниже эмблемы повторялись в уменьшенном виде. Кроме того, ворота покрывал узорчатый орнамент из рельефных, отлитых в чугуне, изображений разных животных и замысловатых знаков, имитировавших египетские иероглифы.

Художественно исполненные и тонко отлитые из чугуна сфинксы были выкрашены в желтый цвет, а плинты — в коричневый. К убору на голове сфинкса с помощью бронзированной плавно изогнутой дуги крепился фонарь.
Считалось, что мост построен и оформлен «в египетском стиле», однако украшавшие его сфинксы очень мало походили на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, плавный, изящный силуэт, холодная красота идеализированных лиц говорят о подражании скорее античным образцам. Статуи были отлиты в металле по модели П. П. Соколова.

«Обязуюсь, — писал скульптор Департаменту путей сообщения, — сделать из собственных материалов по данному рисунку и по правилам искусства модель из глины одного сфинкса, включая форму из алебастра, за восемьсот рублей, при начатии сей работы выделить мне, Соколову, вперед двести рублей, а остальную сумму, шестьсот рублей, при доставлении формы и чистого экземпляра из алебастру 17-го генваря 1826 года.
Академик Соколов».

Фигуры сфинксов, плинты под ними, каркасы, цепи и другие металлические части были отлиты и изготовлены на заводе Ч. Берда, который запросил цену значительно меньшую, нежели за отливку львов и грифонов для Львиного и Банковского мостов.

Сфинксы были отлиты целиком и полыми, шишаки с дугами укрепили на их головах уже после отливки.
Новый Египетский мост, окрашенный в яркие цвета и сверкающий позолотой, резко выделялся на фоне окружающей (унылой застройки и уже издали привлекал всеобщее внимание. Он считался самым красивым в столице.

Шли годы, десятилетия. Много людей прошло и проехало по Египетскому мосту. Но вот в морозный январский день 1905 года 20 числа по старому стилю, случилось нечто, что взволновало весь Петербург и после чего загадочные сфинксы могли задавать прохожим вопрос: «По какому мосту полвека никто не проедет, не пройдет?»
… В 12 часов 20 минут на мост вступил 3-й эскадрон конногренадерского полка, который возвращался из центра города в свои казармы, в Петергоф. Всадники мерно покачивались в седлах. По другой стороне моста ехало несколько груженых саней, спешили прохожие.

И вдруг раздался оглушительный треск, прозвучавший в сухом морозном воздухе, как орудийный залп. Прохожие на берегу и на близлежащих улицах испуганно метнулись в стороны… От моста несся храп и визгливое ржание лошадей, крики и вопли людей. Мост трещал и разрушался буквально на глазах. С пушечными выстрелами ломался лед реки. Обезумевшие от страха люди и животные падали в ледяную воду…

На следующий день газета «Новое время» писала: «Со всех сторон неслись, гремя звонками, пожарные обозы, бежали матросы, солдаты, городовые, скакали жандармы, везли санитарные кареты. Тысячи народа, целое море голов по обеим сторонам набережной у моста. Ужасная картина…»
По счастливой случайности человеческих жертв при катастрофе не оказалось, по многие получали повреждения и сильные ушибы. Четыре лошади погибли.

Почему рухнул мост? Высказывались разные предположения: проржавели цепи, которые поддерживали настил моста; был брак металла при отливке; произошла раскачка моста под тяжелым грузом движущихся по нему всадников и саней.
Но по какой бы причине ни произошла катастрофа, виновной в ней была, в конечном счете, городская дума, мало обращавшая внимание на своевременный ремонт городских сооружений. Египетский мост не ремонтировался с самой постройки, а строился он в 1823–1826 годах.

Полвека после этого происшествия Египетского моста не существовало. И только в 1956 году он был восстановлен по проекту инженера В. В. Демченко, архитекторов П.  А. Арешева и В. С. Васильковского. При восстановлении моста были применены другие конструкции, но оставлены сфинксы, которые сохраняют «египетский» характер моста.
Как и прежде, сфинксы покоятся на массивных гранитных постаментах. Установленные парами при въездах на мост, они обращены к набережным. У статуй женский облик, красивое, но холодное, бесстрастное лицо: прямой нос, полные, резко очерченные губы и мягкая линия полного подбородка. На голове традиционный головной платок, концы которого, обрамляя лицо, спускаются на грудь. Плечи и часть спины покрывает ткань. Вытянув вперед звериные лапы, поджав задние, лежат четыре сфинкса, напоминая о былой красоте Египетского моста. Дуги с фонарями сняты.

При работе над моделями статуй льва, грифона и сфинкса П.  П. Соколов показал себя художником разностороннего дарования, умело владеющим лепкой. Мягкая, с некоторым обобщением у сфинксов, лепка становится более жесткой и упругой в изображении львов и особенно грифонов, а форма моделируется четко. Высокое мастерство позволило создать настолько выразительные статуи, что они определяют художественный облик каждого из трех мостов.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх