Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Иван Егорович Старов (1743—1808)

07.03.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Иван Егорович Старов

Иван Егорович Старов

Два года спустя после Баженова академия отправила в Париж еще одного ученика Деламота — Старова. Потому ли, что он поехал позже, или оттого, что из шести лет своего пенсионерства не менее трех пробыл в Париже, но он привез в Россию значительно больше нового, чем Баженов, и вернулся весь захваченный последними течениями, волновавшими Францию. Правда, и он не сразу по приезде отважился применить на деле новые взгляды, и он на первых порах предпочел держаться традиционных приемов деламотовской школы, но вскоре ему представился случай развернуть свое дарование во всю ширину, и тогда он создал произведения, которые кажутся непонятными анахронизмами для его эпохи, ибо весь их стиль опередил Россию на целых полвека и кажется принадлежащим к двадцатым годам XIX века.

Иван Егорович Старов родился в Москве в семье дьякона и, так же как и Баженов, обучался с 1755 года «первым началам словесности» в новооткрытом Московском университете, откуда в 1756 году был отправлен в Петербург, в состоявшую при Академии наук гимназию, а в 1758 году, вместе с тем же Баженовым, зачислен в Академию художеств (Митрополит Евгений. Словарь русских светских писателей, т. 2, с. 176).

В 1762 году он отправлен в Париж, где работал у баженовского учителя де Вальи, потом был в Италии, позже снова в Париже. В 1768 году он вернулся в Петербург, и в следующем году за проект Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу произведен в академики, а в 1770 году — в адъюнкт-профессоры (Архив Академии художеств. «Репорт» Старова от 2 января 1764 года; Петров П. Н. Сборник материалов, ч. 1. с. 124—125, 127).

В это время императрица задумала строить дом для родившегося в апреле 1762 года в Зимнем дворце сына графа Г. Г. Орлова. На имя ребенка было записано большое поместье Бобрики в Тульской губернии, от которого он получил фамилию Бобринского (А. Г. Бобринский, возведенный императором Павлом по вступлении на престол в графское достоинство, был родоначальником рода графов Бобринских). Старову было поручено составить проект дома и разбивки усадьбы, и 4 августа 1771 года представленные им чертежи были высочайше «апробованы» (Чертежи все подписные (Иван Старов) и снабжены надписью заведовавшего бобриковскими постройками, а также постройкой нового города Богородицка кн. С. В. Гагарина: «По сему плану построить дом в Богородицке которой ея величество опробовать соизволила 1771 года августа 4 дня, князь Сергеи Гагарин».

Чертежи эти мы видели у покойного гр. А. А. Бобринского, с разрешения которого нами сняты с них фотографии. Город Богородицк расположен против самого бобриковского дома, причем главные улицы проложены на осях окон его полукруглого выступа, в виде раскрытого веера. Закладка дома происходила в 1773 году, и тогда же начали строить неподалеку церковь. В 1766—1767 годах дом был готов, церковь же освящена в 1779-м. Проектированная также Огаревым, она очень красива снаружи, но внутри в нее внес, по всей вероятности, кое-что чуждое Старову присланный из Петербурга в 1773 году для производства всех построек архитектор Яков Ананьевич Ананьев. Последний был учеником Канцелярии строений (1754), потом архитекторским помощником (1759), «за архитектором» (1763), бобриковским и богородицким архитектором (1773—1777) и, наконец, нижегородским губернатором (1779—1793),— человек, по отзыву Болотова, неглупый, но слишком о себе мнивший (Записки А. Т. Болотова//Русская старина, 1872, т. 3, гл. XVI, с. 171, 590, 606, 611); Собко И. П. Словарь русских художников, т. I, с. 145.).

Сам он не мог лично вести постройку, так как преподавательская деятельность в академии не позволяла ему надолго уезжать из Петербурга, и заменявший его в Бобриках архитектор возвел проектированный им дом совершенно точно по старовским чертежам. Именно в силу этой точности он получил печать некоторой скуки, которой не было бы, если бы строил сам автор, неизбежно вносящий множество изменений в свою постройку, не предвиденных им в проекте. Эти, на месте, в разгар работы подсказываемые ему художественным инстинктом, поправки и «ретуши» дают законченному зданию ничем не заменимое очарование, и едва ли было когда-либо создано что-нибудь подлинно прекрасное без отступлений от первоначального проекта. Очаровательный в чертеже, бобриковский дом Ананьиным засушен и обезличен. Его лучшая часть — садовый фасад, обращенный к Богородицку, с полукруглым выступом и эффектной лестницей. Формы его выдают с полной очевидностью деламотовского ученика.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх