Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Карл Иванович Росси. Начало творческого пути

27.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Елагин дворец

Елагин дворец

В 1808 году он был назначен состоять при Валуеве в Кремлевской экспедиции. В это время он был занят постройкой деревянного театра у Арбатских ворот, сгоревшего в 1812 году (Постройка этого театра была начата в 1807 году, и торжественное открытие его происходило 13 апреля 1810-го. Театр стоял у Арбатских ворот, где оканчивается Пречистенский бульвар. Театр был весь окружен колоннами; подъезды к нему были со всех сторон. Большое пространство между колонн, в виде длинных галерей, соединялось вместе. Декорации внутри театра были исполнены Скотти (Музыкальный и театральный вестник, 1856, №35). До сих пор не удалось разыскать ни одного изображения этого театра, как не удалось выяснить и других московских построек Росси за это время. Можно только предполагать, что этот московский период, вплоть до 1816 года, был для Росси довольно бесплодным. По крайней мере, Ф. Ф. Вигель, знавший хорошо всех современных ему архитекторов, в своих записках очень много распространяется об успехах Росси в обществе и мало об успехах в архитектуре. «Он был еще красив и молод, когда его отправили в Москву, к тому же был артист с иностранным прозванием. Половины сих преимуществ достаточно, чтобы пользующиеся ими в Москве обретали рай. Кто знает московское общество, тому известно, с какою жадностью воспринимается в нем молодость людей разных состояний. Успехи Росси в сих обществах были превыше сил его.

Когда он воротился в Петербург, друзья с трудом могли его узнать: до того изменился он в лице, до того истощен был он наслаждениями, может быть душевными. Никогда силы к нему не возвращались; но сие тем полезнее было для его гения: при изнеможении телесном замечено, что почти всегда изощряется воображение» (Записки Ф. Ф. Вигеля//Русский архив, 1892, приложение, с. 25).

В 1816 году Росси возвращается в Петербург, чтобы участвовать во вновь сформированном Комитете для строений и гидравлических работ под председательством военного инженера генерала Бетанкура. В состав комитета вошли кроме Росси Михайлов, Стасов и Модюи. В задачу его входила исключительно художественная сторона устройства города. Все проекты новых построек проходили через комитет, и он накладывал свою печать на работы других архитекторов. Даже план «всякого вновь строящегося домика на Песках или на Петербургской стороне, представленный их рассмотрению, подвергался строгим правилам архитектуры». Комитет должен был приводить всю архитектуру города к одному строгому виду, дабы регулярному Петербургу придать еще более единообразный и вместе с тем строгий вид. Таково было желание императора Александра I. Здесь, в этом «комитете красоты» и «главном штабе архитектурной дисциплины», созрел гений Росси. Два товарища его, Стасов и Модюи, несомненно имели большое влияние на него, или, вернее сказать, все трое воспитывали друг друга.

Тяжелый Стасов, непреклонный классик и поборник строгих правил и насильственного приведения к одному строго классическому виду всех фасадов города, Модюи — хитроумный прожектер, которому принадлежат все идеи обработки улиц и площадей города, смелые идеи пробития улицы до Чернышева моста и устройства всей площади перед Аничковым дворцом, пробитие новой Михайловской улицы и целый ряд других проектов городского благоустройства, и гениальный исполнитель этих идей — Росси образовали род триумвирата. Здесь, в небольшой квартире в доме Шмидта, у Семеновского моста, на углу Фонтанки и Апраксина переулка (Помещение Комитета с 1817 года, Записки Ф. Ф. Вигеля//Русский архив, 1892, приложение, с. 32), зародились все грандиозные впоследствии выполненные сооружения Росси, принесшие славу ему и России.

Игорь Грабарь

Теги:

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх