Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Классицизм – творческий преемник зодчества античности и Возрождения

28.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Произведения античного зодчества явились одним из живительных источников всей европейской культуры нового времени. Внимание к творениям философов, писателей, художников и зодчих Древней Греции и Рима способствовало скорейшему вызволению человеческого разума из пут средневековой схоластики и аскетической отрешенности. Воздействие жизнеутверждающей античной культуры вызывало подъем во всех областях художественного творчества.

Уже в середине XIV века величавые руины античных памятников стали живо интересовать первых итальянских гуманистов. В XV—XVI веках, возрожденные из небытия в рисунках и обмерах архитекторов Альберти и Серлио, Лобакко, Виньолы и особенно Палладио, они решительно повлияли на формирование архитектуры Италии. Первые исследователи античной архитектуры — зодчие стремились в своих проектах творчески применить закономерности и приемы, найденные древними мастерами. Архитекторы других европейских стран, и в первую очередь Франции, обратились к античности позднее и уже под сильным влиянием итальянских мастеров.

В результате творческого освоения античного наследия в странах Европы зародилось и расцвело зодчество Возрождения.

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Это была новая архитектура, отвечавшая материальным условиям и мировоззрению своего времени.

Новый этап освоения античного наследия происходит в середине XVIII столетия. Теоретическое обоснование и эстетическое осмысление эти искания получили в трудах Иоганна Иоахима Винкельмана. Античный идеал, основой которого провозглашается «благородная простота и спокойное величие», противопоставляется экзальтированности, бурной экспрессии и декоративной насыщенности барокко, сменившего в Европе зодчество Возрождения.

Но классицизм XVIII века, так же как и предшествовавшие ему стили, использовал античность в качестве основы и отправной точки в своем развитии, сообразуя ее опыт с новыми эстетическими концепциями и новым пониманием художественной формы. Поэтому классицизм не являлся эпигоном античности или Возрождения, а был их творческим преемником.

Россия, ставшая в XVIII столетии одной из могущественнейших стран Европы, не осталась в стороне от этого общего течения. В силу экономического и государственного подъема здесь не только велось большое строительство, но одновременно расширялась функциональная тематика архитектурных сооружений. Строгость и монументальность, свойственные новой классической архитектуре, создавали богатые возможности для воплощения идеи могущества России как одной из великих держав мира. Вместе с тем эстетика классицизма отвечала передовым идеям времени, импонировала чувствам гражданственности и патриотизма.

Формирование классицизма в архитектуре России — сложный процесс. В основе его лежало творческое претворение и оригинальное осмысление античного наследия. Зодчие России, тесно связанные с национальными культурными традициями, дали свою трактовку классических форм. Они исходили из конкретных общественных, экономических и климатических условий России, создав подлинно самобытный стиль — русский классицизм.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх