Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Антонио Ринальди

Композиция Гатчинского дворца

09.11.2014 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Композиция загородного Гатчинского дворца зиждется не на противопоставлении строгого цоколя нарядному верху, как в Мраморном дворце, построенном в центре столицы, а на принципе поэтажного членения, что теснее связывает его с окружающей природой и делает здание более соразмерным человеку.

Для фасадов Гатчинского дворца характерна плоскостная обработка стен. Наличники окон и арок едва выступают на поверхности стены. Рисунок наличников прост и лишь во втором, парадном, этаже барочен. Если выявлению архитектурных деталей на фасаде Мраморного дворца способствует цвет (и поэтому можно говорить о живописном приеме его решения), то однородность материала, покрывающего стены Гатчинского дворца, при графической и четкой прорисовке деталей, придает облику здания подчеркнутую монолитность.

Открытые галереи с двойной колоннадой в полуциркулях и сквозные проходы под центральным корпусом, существовавшие до перестройки 1797 года, придавали облику дворца легкость, вносили в него светотеневые акценты. Галереи и проходы контрастировали с монументальностью стен, не нарушая единства пластического решения. Объемными акцентами служат портики дорического ордера в полуциркулях, как бы выходящие из плоскости стены, и статуи работы Джованни Маркиори и Иогана Морлейтера, эффектно выделяющиеся на фоне суровых гладких стен дворца: Справедливости и Осторожности — на фасаде со стороны площади, Войны и Мира — на садовом фасаде.

ilovepetersburg.ru

Объемно-пространственное решение Гатчинского дворца, его план сложной конфигурации и словно отдельные объемы разной высоты, создающие необычный и сложный силуэт, предопределили сдержанность и даже некоторую скупость пластического решения дворца, его художественного оформления.

Предельное единство и цельность пластического решения Гатчинского дворца во многом определяются выбором материала, из которого он сооружен. Дворец построен из местного светло-серого пудожского камня. В. Г. Рубан назвал его «камнем именитым». Новаторски применив искусственный и естественный мраморы, Ринальди и здесь показал себя новатором. Он первый применил пудожский камень как облицовочный материал. В дальнейшем из этого камня было сложено основание Камероновой галереи, им облицованы кирпичные стены Казанского собора, а также высечены наружные барельефы, колонны и пилястры. Пудожский камень, добываемый неподалеку от Гатчины, легко поддается обработке, а с течением времени, на воздухе приобретает твердость обожженного кирпича.

Гатчинский дворец, особенно со стороны сада, напоминал современникам дворец в Ричмонде и в Хамптоншейре в Англии, и действительно, общее для того времени увлечение английскими замками сказалось в какой-то степени на облике Гатчинского дворца. Об этом говорят пятигранные романтические башни и подземный ход, идущий от дворца к западному берегу Серебряного озера и получивший наименование «Эхо». И сейчас на склоне холма, спускающегося к озеру, видна сложенная из массивных глыб дикого камня арка грота «Эхо». Грот был выходом из подземного тоннеля.

По книге Д. А. Кючарианц «Антонио Ринальди»

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Другие записи с тегом Антонио Ринальди

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх