Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Латинизм. Шустов. Висконти. Анерт

30.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Если при Екатерине мы имели таких мастеров, которые тяготели к Риму, то при Александре I замечается явный перевес влияния Эллады. Все большие зодчие — Воронихин, Томон, Захаров, Стасов — и целый ряд второстепенных мастеров остаются верными эллинистами. Однако тяготение к Риму не совсем угасло, и параллельно школе эллинистов существовала, правда гораздо меньшая, группа «латинистов», или «романистов», идеалом которых являлась архитектура Рима. Эта группа предпочитает дорическому ордеру тосканский, а тосканскому — коринфский и ионический. Она не преследует свойственного «эллинистам» искания суровой глади стен и не строит своих эффектов на мощной тяжести архитектурных форм. Здесь мы не встречаем приемов, подчеркивающих суровость композиций, не видим, например, колонн без баз или смелых переходов от рустов к гладкому полю стен без карниза и т. п. Здесь ищут большей законченности, не добиваясь идеальной простоты, здесь предпочитают силе разумную соразмерность.

Были и такие художники, которые одинаково умели строить и в «римском», и в «греческом вкусе» и в своем искусстве кажутся то истыми «эллинами», то бравыми «римлянами». К числу их надо прежде всего отнести даровитого Смарагда Логиновича Шустова (род. в 1789-м, ум. около 1870 года). Окончив академию в 1810-м, он служил сперва в ведомстве военного генерал-губернатора, а в 1822 году был назначен архитектором придворной конюшенной конторы. В 1823 году он выстроил в Царском Селе то чудесное здание «дежурной конюшни», которое существует до сих пор. Это чистая дорика, суровая, внушительная и благородная,— одно из лучших зданий эпохи. Царскосельскую конюшню напоминает другой проект Шустова, оставшийся невыполненным,— «Дежурная конюшня с галереей на эрмитажном дворе Зимнего дворца»,— относящийся приблизительно к тому же времени. Эта архитектура как по общей композиции, так и по деталям, несмотря на дорический ордер нижнего этажа, является скорее отражением римских влияний, чем эллинских мотивов. Об этом ясно говорят переброшенные арки, грандиозно затеянное полукружие первого этажа от-сутствие монотонности в композиции, скульптура в нишах и многое другое.
К таким же элементам римской архитектуры принадлежит восьмиколонный портик Каменноостровского театра, построенного Шустовым в 1827 году (Театр этот построен в течение сорока рабочих дней (Пушкарев И. И. Описание Санктпетербурга, ч. 3, с. 123).), и стены его, разрустованные вплоть до карниза. Одновременно этот театр является запоздалым сколком с парижских «Гран-при» 1780-х годов.

Еще более определенным «римлянином» был Давид Иванович Висконти (род. в Курио, в Тессинском кантоне, в 1772 году, ум. в Санкт-Петербурге в 1838-м). В 1823—1825 годах он построил прелестную католическую церковь св. Станислава на Торговой улице в Петербурге, в которой уже сама стенная гладь не так сурова, как это бывало у эллинистов.
Благодаря широкому поясу архитрава, фриза и карниза, опоясывающего здание, благодаря композитным капителям колонн оконных наличников и тому, что эти богатые наличники украшают первый этаж, который «дористы», напротив, всегда делали очень бедным, получается совсем иная, совсем не эллинская композиция. Здесь нужно искать образцы в Риме, и, может быть, Порта Маджоре вдохновляли Висконти.

К типичным «римлянам» принадлежит еще Эдуард Христианович Анерт (род. 26 ноября 1790 года в Дерпте, ум. от тифа в 1848-м). Принятый в академию в 1801 году, он в 1815-м выпущен (Одновременно с К. Тоном), а в 1822 году определен помощником Росси по постройке Елагина дворца. Из самостоятельных работ известен ряд построек в Новом Адмиралтействе и в Кронштадте. Только эти постройки его можно отнести к александровскому классицизму, — в них он показал себя отличным мастером и дал отличные сооружения этого стиля. В дальнейшей своей деятельности он, подобно К. Тону и многим его современникам, сбивается с этого пути и делает проекты «в готическом и мавританском вкусе» и церкви в русском стиле; лучшая постройка Анерта — центральное здание в Новом Адмиралтействе. Так же как и у Висконти, в его архитектуре то и дело сплетаются эллинские моменты с латинскими.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх