Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Начало реконструкции Дворцовой площади

27.05.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Реконструкция площади началась в 1820 году. Здание Главного штаба и других военных учреждений было перестроено вчерне уже в 1823 году, а возведение корпусов министерств иностранных дел и финансов на пощади и у берега Мойки завершено в 1824 году. Затем была воздвигнута система арок, соединивших обе части застройки площади. В 1829 году работы были закончены. Всем строительством руководил Росси — главный архитектор комиссии. Ему принадлежат не только общий замысел и проекты зданий, но и рисунки скульптурных композиций — в том числе и великолепной триумфальной колесницы, интерьеров, и многих деталей внутренней отделки. Помощниками Росси на строительстве работали Ф. Руска, Н. Ткачев, Ф. Федосеев, а затем к ним присоединились И. Гальберг, И. Колпачников и другие. Производителем работ («каменных дел мастером») был известный строитель А. Адамини. Монументальные скульптурные композиции, как и в предыдущих постройках, исполнили В. Демут-Малиновский и С. Пименов, декоративные росписи — Д.-Б. Скотти и другие известные мастера.

Возведение такого огромного сооружения и системы арок было сопряжено с многими техническими трудностями. Высказывались сомнения в прочности и устойчивости сводов столь большого пролета (семнадцать метров). Создается специальная комиссия, которая после обследования вынуждена признать «полную конструктивную благонадежность» возведенной по проекту Росси арочной системы. Не менее сложным оказалось возведение металлического купола диаметром около тридцати метров над круглым в плане залом библиотеки Главного штаба. Необычны были и чугунные конструкции покрытия и обходных галерей несгораемого (металлического) архива Главного штаба, размещенного на месте существовавшего ранее театрального зала. Для этого помещения Александровский чугунолитейный завод изготовил по проекту Росси чугунные стропила, двадцать две «готические» колонны, шкафы и т. д. Новым было и архитектурное решение металлических конструкций: при общем классическом характере сооружения в металлических конструкциях архива Росси интерпретирует формы готики с их тонкими колоннами. Но здесь, в отличие от ранних работ, не подражание, а творческая переработка, поиски новых форм, больше отвечавших конструкциям из этого строительного материала.

Многие трудности преодолевались Росси в содружестве с директором Александровского чугунолитейного завода инженером М. Кларком. С ним зодчий сотрудничал много лет. Нередко Кларк и мастера завода вносили предложения, помогавшие осуществлять смелые новаторские идеи Росси. Так было и в данном случае. В 1827 году, когда здание и арка Главного штаба были возведены, Росси предлагает новый, более динамичный и выразительный вариант ее венчания — триумфальную колесницу вместо предполагавшихся двух женских фигур, державших щит с гербом. Отлить из чугуна и установить на аттике эту огромную скульптурную группу шириной более пятнадцати метров и высотой около десяти, весившую почти восемьдесят тонн, было чрезвычайно сложно, тем более что возникла существенная дополнительная нагрузка на арку. Кларк вносит остроумное предложение не отливать из чугуна, а «выбить» колесницу из медных листов, укрепив их затем на чугунном каркасе. Вес колесницы уменьшался благодаря этому в пять раз.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Экскурсии по Санкт-Петербургу

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх