Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Наследие Кваренги

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Оглядываясь назад, на все творчество Кваренги, приходится признать, что наряду с Растрелли-сыном он является величайшим архитектором Петербурга в XVIII веке. Первый оставил после себя огромную школу, тогда как прямой «школы Кваренги» в Петербурге не было, но влияние его все же было не менее значительным, и во всяком случае более благотворным, чем растреллиевское. При всей необычайной одаренности Растрелли, оставившего потомству бессмертные создания, он в известном смысле «развратил» целое поколение зодчих; воображавших, что всякому среднему дарованию дозволено то, что разрешают себе гении. Получилось в миниатюре то же, что некогда произошло с наследием титана Микеланджело: все были сбиты с толку, и только самые сильные не погибли. Кваренги вернул архитектуру снова на ту большую дорогу, которая ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается. Не оставив школы архитекторов, непосредственно ведущих начало от него и продолжавших его дело, он оставил столь гигантское наследство, что в распыленном виде, своими дробными и почти неуловимыми частицами, оно вошло в плоть и кровь лучших мастеров ближайшей эпохи.

С особенной яркостью и силой оно сказалось в искусстве Росси, последнего великого зодчего Европы (Вне России Кваренги не строил сам ничего, и только несколько построек возведено по его чертежам, именно вилла графа Штадинга в Эльгаммере, в Южной Германии, манеж в Мюнхене и столовая в доме эрцгерцогини Марии Беатрисы Моденской в Вене. Мы знаем их только по увражам, изданным Кваренги-сыном. Сам Кваренги кроме упоминавшегося выше издания Эрмитажного театра выпустил в 1810 году только первый том своего большого увража. Оно содержит 33 листа большого формата, гравированных Колпаковым, и портрет Кваренги. Второе издание выпустил в Милане в 1821 году после, смерти зодчего его сын, дополнивший том двадцатью пятью новыми чертежами. Наконец, в 1843-м он же выпустил 3-е издание, дополненное шестьюдесятью шестью дальнейшими чертежами.

Из архитекторов, работавших в Петербурге в одно время с Кваренги, надо назвать еще Тишбейна (род. в Касселе в 1743 году, ум. в Санкт-Петербурге в 1808-м), нанятого в 1779 году по поручению Екатерины II Гриммом и Рейфенштейном в Риме для сооружения первого большого каменного театра в Петербурге. Театр этот он выстроил в 1779—1783 годах. После пожара 1802-го его совершенно перестроил Томон. Тишбейн не был собственно архитектором, а только театральным декоратором и специалистом по оборудованию театров, и поэтому едва ли он выстроил в Петербурге еще что-нибудь. При постройке театра ему помогал Франц Брауер, рижский уроженец, бывший архитектором в Петергофе). Чертежи помечены надписью: «Quarenghi Archil», Львиные маски оконных замков вылеплены Гордеевым, который вылепил сверх того еще четыре барельефа в аршин вышины и в два аршина длины, почему-то не пущенные в дело (Московский отд. Общ. архива Мин. двора. Протоколы Канцелярии строений, д. 774, л. 217). Сборник Имп. русского исторического общества, т. 23, Я с. 365.

О каких складах и лавках Кваренги говорит Екатерина? По всей вероятности, о тех, которые он проектировал для Васильевского острова и которые по одному из проектов, изданных его сыном в 1843 году, были выстроены в 1840-х годах. Биржевые пакгаузы выстроены не им, а Лукини, но Кваренги мог строить так называемый Новый гостиный двор.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх