Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Официальная оценка заслуг Росси совершенно не соответствовала его громкой славе

05.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Поэтому ему доверялись огромные суммы на строительство, которыми он лично распоряжался. И никогда он не стремился навлечь для себя из этого выгоду в виде «комиссионных» за получение заказов, как зачастую делали тогда другие архитекторы. Шестьдесят миллионов рублей — невиданная по тому времени сумма — прошли через его руки. Эти деньги не стали источником его обогащения.

Громадные заказы были предметом неизменной зависти конкурентов, и вокруг Росси при дворе постоянно плелись интриги. Прогрессивные идеи и независимые высказывания зодчего, многочисленные примеры которых дают архивные документы, также не нравились начальству и доводились до сведения царя. Это было причиной того, что талантом и трудолюбием Росси широко пользовались, но продвигать его не стремились, и официальная оценка заслуг Росси совершенно не соответствовала его громкой славе. Лишь в 1822 году по окончании строительства Елагина дворца Академия художеств избирает Росси вольным общником. Царь устанавливает ему дополнительный оклад («пенсион») три тысячи рублей в год. В 1822 году Флорентийская академия присваивает ему звание профессора 1-й степени. Но ни академиком, ни профессором русской императорской Академии художеств ведущего зодчего Петербурга, «первого по вкусу и таланту», так и не сделали. Вместе с тем под руководством Росси на его постройках совершенствовались воспитанники академии, и многие из них стали потом известными зодчими и академиками (Э. Аннерт, А. Кавос, Р. Кузьмин).

Росси до последних дней своей жизни так и остался коллежским советником, каким он стал еще в Твери, в то время как все более или менее видные архитекторы того времени, но значительно менее талантливые и известные (А. Штауберт и другие), дослужились до самых высоких чинов. Но Росси и не стремился к этому. Рыцарски преданный архитектуре, он так отвечал начальству на предложение наградить его за проект зданий Сената и Синода: «Что касается награды, предлагаемой Вашим сиятельством в случае, если проект мой удостоится высочайшего одобрения, то беру смелость доложить Вашему сиятельству, что никогда интерес не был побудительной для меня причиной в выполнении каковых-либо поручений». Именно здесь Росси писал, что для него «превыше всего любовь и честь своего звания».

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

ilovepetersburg.ru

Теги:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх