Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Описание театрального ансамбля

17.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Если сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади, а при возведении Михайловского дворца расширил свою задачу и создал ансамбль площади и новых улиц, то, проектируя театральный комплекс, он достиг еще более высоких результатов. Здесь мы видим художественно цельный архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких площадей и улиц.

В этом крупнейшем произведении прогрессивные идеи зодчего проявились с особой силой. Он создал важнейший общественный центр, доминанта которого — здание театра. Тот самый театр, который еще недавно был лишь принадлежностью дворца, архитектурно подчинил себе «собственный дворец его императорского величества» и правительственные здания министерств внутренних дел и просвещения. Вместе с тем театральный ансамбль активным звеном вошел в созданную зодчим грандиозную архитектурно-пространственную систему ансамблей центра Петербурга и завершил ее. Подобной композиции не знала ранее ни русская, ни западноевропейская архитектура. В ней нашли свое яркое отражение наиболее прогрессивные идеи эпохи.

Если сопоставить театральный ансамбль с проектами театра на Невском проспекте Тома де Томона (1811) и П. Жако (1822), концертного зала на том же месте А. Михайлова (1827) и церкви у Чернышева моста В. Стасова (1826-1827), нельзя не отметить, что произведение Росси много совершеннее проектов его конкурентов. Там интересны сами здания, но ансамбль не получился. В проектах Томона и Жако композиция площади механически подчинена дворцу, у Михайлова и Стасова предложения по планировке территории вообще отсутствуют.

Среди чертежей Росси нет окончательной редакции проекта всего театрального ансамбля, сформировавшегося в результате четырех стадий проектирования. Некоторые элементы застройки театральной и предмостной площадей не были осуществлены. Но путем тщательного исследования чертежей и документов удалось выявить и изобразить в научной реконструкции подлинный творческий замысел зодчего. Согласно ему, театральный ансамбль охватывает обширную территорию — тридцать семь гектаров,— примерно равную современному крупному микрорайону. Сфера архитектурного воздействия ансамбля, благодаря тонко продуманной планировке, выгодному расположению здания театра, обозреваемого с очень далеких расстояний, распространяется на территорию во много раз большую.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Фото Санкт-Петербурга

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх