Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Доменико Трезини

Основа плана Леблона

16.08.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В основу своего замысла Леблон положил отвлеченную идею города-крепости, вписав план Петербурга в геометрически правильную фигуру — эллипс. Схема эта была основана на градостроительных принципах итальянских и французских теоретиков архитектуры, примененных совершенно формально.

Заключая территорию города в произвольно избранную им форму эллипса, Леблон отвлекался от реально существовавших частей города. За пределы схемы вышли Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже Летний сад...

Согласно ранее принятой идее Петра центр города Леблон наметил на Васильевском острове. Однако он совершенно не учитывал приморского положения Петербурга и, вместо того чтобы обратить его фасад к морю, отделил Васильевский остров от залива крепостными сооружениями. Он не понял идеи создания города-порта, открытого к морю. Не понял Леблон роли Невы в жизни и облике Петербурга. Полностью отвлекся он и от остальных топографических и климатических условий.

Музеи, театры и выставки Санкт-Петербурга

Он наметил в городе центр — площадь с дворцами царя, вельмож и с правительственными зданиями. Здесь же предполагались церкви, рынки, биржи. Но расположил он последние безотносительно к реально существовавшим условиям в равновеликих квадратах, расчерченных на плане. Жилища «подлого люда», огороды и кладбища он предлагал вынести за пределы столицы. Осуществление этого плана требовало сноса или основательной перестройки уже созданных частей города.

К плану Петербурга, составленному Леблоном, была приложена записка. Архитектор был крупным теоретиком, и в ней мы находим ряд разумных предложений. Но принцип планировки Петербурга, предложенный им, был совершенно абстрактным и поэтому несостоятельным.

Леблон и Трезини работали над проектом в отсутствие Петра: царь находился в продолжительной заграничной поездке. Отчитаться в своей работе они должны были осенью 1717 года.

Вернувшись в Петербург, Петр рассмотрел планы города и в частности Васильевского острова. Проект Леблона его разочаровал, он назвал его «противным естеству» и отверг. Проект Трезини был принят. И не случайно. Трезини был не только первым архитектором Петербурга. Трезини-градостроитель сам сформировался в процессе роста и развития этого города. Он глубоко понимал значение его для страны, видел неразрывную связь его жизни с морем и Невой и вел все строительство сообразно этому. На берегах Невы строил он дома и дворцы, возводил колокольню и суровые стены Петропавловской крепости, почитая величественную северную реку за главный «проспект» будущего города. Понимал он и значение Васильевского острова как части территории города, обращенной к морю. Всего этого не учитывал Леблон.

Дальнейшая работа знаменитого в Европе Леблона свелась к организации в столице ряда школ резьбы по дереву и к созданию рисунков первых петербургских фонарей. Вскоре королевский архитектор неожиданно умер от оспы.

По книге И. Лисаевич «Первый архитектор Петербурга»

Другие записи с тегом Д. Трезини
Что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх