Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга

Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых

09.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых

Особняк Е.И. и В.Д. Набоковых

Большая Морская ул., 47

1900-1902 гг. (перестройка), М.Ф. Гейслер и Б.Ф. Гуслистый

Здание типично своей многослойностью для старинных кварталов петербуржского центра. Еще в 1740-х годах на этом месте появился небольшой каменный особняк, который был надстроен на рубеже XVIII—XIX веков, обретя классический облик. По проекту архитектора Л.Ф. Яфа в 1874 году слева появилась пристройка с подворотней и парадной лестницей, изменилась отделка фасада.

Происходившая из знатного рода золотопромышленников и купцов дочь действительного статского советника Е.И. Рукавишникова приобрела участок в 1898 году. Девушка вышла замуж за В.Д. Набокова, камер-юнкера, а впоследствии лидера партии кадетов. В 1899 году в этом доме родился писатель Владимир Набоков. Он прожил здесь 20 лет до отъезда из России. В эмиграции Набоков всегда вспоминал «трехэтажный особняк розового гранита с полоской цветистой мозаики над верхними окнами», былая жизнь которого воскрешена писателем в автобиографическом романе «Другие берега».

Для новых владельцев строительные работы вели гражданские инженеры Борис Гуслистый и Михаил Гейслер. В 1898 году они приступили к ремонту особняка и строительству во дворе пятиэтажного Г-образного корпуса с хозяйственными помещениями и наемными квартирами. По проекту тех же инженеров в 1900 году реконструировали лицевой особняк с правым дворовым флигелем, очень бережно, сохраняяотделку интерьеров, надстроив их одним этажом.

Фасад особняка отделан камнем, что придает особняку импозантность и солидность. Каменотесные работы производились мастерской К.О. Гвиди в соответствии с моделями скульптурной мастерской А.Н. Савина. Многоцветность благородной, долговечной каменной облицовки свойственны исканиям модерна. Гейслер и Гуслистый первоначально предполагали облицевать фасад здания по образцу постройки Л.Н. Бенуа - особняка Е.Ц. Кавоса. Но домовладельцы пожелали заменить кирпич светло-серым песчаником. Фасад, несмотря на разногласия между заказчицей и авторами, получился элегантным.

Дом Набоковых представляет собой образец синтеза декоративного искусства и архитектуры, являвшегося целью нового стиля. В отделке особняка преобладали стилизованные формы растительного мира. Каменная поверхность контрастирует с деталями кованого железа, выполненными на заводе «Карл Винклер». Водосточные трубы были изысканно увиты каштановыми ветвями, выполненными в цинковой мастерской Г.И. Миттельбергера.

Мастерская В.А. Фролова выполнила мозаичный фриз, который тянется по всей ширине фасада здания. Эта мозаика – самая ранняя в Петербурге мозаика в новом стиле с растительными предпочтениями. Убранство особняка Набоковых было дополнено и витражами Северного стекольно-промышленного общества, принадлежавшего братьям Франк.

Присутствие в картушах монограммы владелицы «ЕН» - свидетельство того, что отделка гостиной была создана или дополнена уже для Набоковых. Оформление спальни дочерей в верхнем, детском этаже было выполнено деревом разных сортов.

Модерн в интерьерах набоковского особняка предстает еще одним неостилем. Это свидетельствует о гибкости эклектической системы, которая предоставляла свободу выбора, соединения различных форм. Такой подход был для Гейслера и Гуслистого во многом вынужденным.

Виктория Владимирова

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх