Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Дома, усадьбы, дачи и особняки Петербурга

Особняк П. Е. Щербова в Гатчине

10.01.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Гатчина, ул. Чехова, 4

1910-1911, С.С. Кричинский

Дом, принадлежавший художнику П.Е. Щербову, представляет собой самый необычный памятник модерна Петербурга. Эта усадебная постройка отличается романтической загадочностью облика, дерзкой новизной композиции, минимализмом художественных средств. Эксперимент С.С. Кричинского, оставшийся единичным в творчестве гражданского инженера, – словно преддверие архитектурного авангарда. Смелая композиция преобразуется в своеобразный монументальный гротеск. Особую роль, несомненно, сыграл в строительстве особняка его владелец Павел Щербов, острого карандаша которого остерегались его современники, - блестящий карикатурист, яркая и своеобразная личность. В молодости Щербов много путешествовал, собирая различные экзотические предметы. Он принимал участие в проектировании, а также строительстве усадьбы, обустраивал дом, стремясь сформировать неповторимый микромир.

Проект усадьбы был утвержден 11.04.1910 года. Строительство особняка Щербова и служб было завершено уже в ноябре 1911 года. После революции, поддерживаемый А.М. Горьким, хозяин получил право пользования особняком пожизненно. Сейчас в здании располагается мемориальный музей П.Е. Щербова, а также краеведческая экспозиция.

Дом состоит из двух частей: одноэтажной лицевой с необычайно высоким, крытым на два ската, чердаком, и двухэтажной, помещенной глубже, с крышей «колпаком» и просторным холлом. Разделение было произведено в соответствии с функциональном признаком: первую половину предполагалось использовать как гостевую, вторую — для семьи владельца. В облике особняка угадывается соответствие метафоре «Мой дом — моя крепость». Здесь исключительно оригинальную трактовку нашла тема башни, встречавшаяся часто в Петербургских особняках, выстроенных в стиле модерн. Архитектор, не боясь «пустых мест», выявил чистоту лишенных деталей гладких поверхностей.

Лицевая часть особняка представляется гигантской абстрактной скульптурой. Внешний объем здания значительно превосходит полезное пространство. На главный фасад выведено огромное чердачное помещение, что кажется функциональной несуразностью. Это усугубляет иронический оттенок, своеобразный шарж. Вероятнее всего, на это решился заказчик, а не автор проекта.
Внушительный холл с гигантским камином был словно сердцем дома, как писала К.А. Куприна.
Сооружения усадьбы построены из кирпича, бетонитовых блоков и камня. Архитектор легко соединял новые и традиционные материалы. Любопытно, что использованные для облицовки стен булыжники собирали сами Щербовы.
Дом П.Е. Щербова не имеет аналогов среди памятников модерна Петербурга. Это одна из итоговых вех в петербургском модерне. Новаторская трактовка архитектурой формы, проявившаяся здесь, подводит почти вплотную к истокам экспрессионизма и конструктивизма. Композиция фасада, редкая по смелости и остроте, ассоциируется с постмодернистскими приемами. Это свидетельствует о гибкости и широте метода, о многообразии потенциала модерна в отношении формотворчества.

Виктория Владимирова

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх