Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Павловский дворец

19.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Первая работа Росси в самом дворце — отделка угловой гостиной. Стены искусственного мрамора сиреневатого оттенка покрыты орнаментальной росписью. Живопись на плафонах, золотистая мебель из карельской березы, солнечные занавеси, бронзовые украшения и люстра с цветным хрусталем гармонировали по форме и цвету, создавая нарядный, праздничный интерьер. Не только архитектурная отделка стен, но эффектные складки занавесей и портьер, люстра, мебель и даже ее обивка — все было исполнено по рисункам зодчего.

Но центральное место среди работ Росси в Павловске занимает дворцовая библиотека. Она возведена в 1822— 1824 годах. Построить библиотечный зал над изогнутой дугой легкой колоннадой «галереи Гонзаго» так, чтобы естественно вписать его в архитектуру дворца, было весьма сложно.

С большим тактом и мастерством зодчий создал оригинальную и выразительную композицию фасада и интерьера библиотеки. Протяженный зал перекрыт пологим сводом. Он освещается пятью широкими арочными окнами, обращенными в парк. Роспись плафона на аллегорические сюжеты, мастерски исполненная Медичи в распространенной тогда технике — гризайль (под лепку), и мебель, «вписанная» в форму зала, создавали композицию интерьера. Стенные шкафы, витрины, большие столы спроектированы как элементы целостного ансамбля зала и повторяют криволинейные очертания зала. Они были выполнены великолепным русским мастером В. Бобковым из карельской березы, украшены резьбой под темную бронзу и обиты зеленым сафьяном.

Свыше двадцати тысяч томов по различным отраслям науки и искусства хранилось в шкафах, а в витринах находилась великолепная коллекция гравюр и рисунков. Убранство зала дополняли вазы из ценных пород камня, исполненные на Петергофской гранильной фабрике. Все это создавало строгую, благородную гамму и «деловой настрой» помещений. Не менее выразительно и необычно решение фасада, достигнутое простым приемом. Пять широких арочных окон прорезают стену. Удачно скомпонованные тематические скульптурные элементы эффектно контрастируют с ее гладью, повествуют о назначении постройки. Легкая, хорошо прорисованная композиция естественно завершает колоннаду Гонзаго. По праву библиотека в Павловске считается одним из лучших произведений зодчего и как ) бы перекликается с созданной позднее Публичной библиотекой. Павловские рисунки Росси интересны для нас тем, что наглядно показывают эволюцию графического почерка Росси. Резко контрастная, жестковатая манера исполнения в ранних работах рубежа XVIII и XIX веков и даже в произведениях 1815 года становится все более изысканной и изящной, достигая в чертежах библиотеки 1820-х годов поразительной легкости и блестящего, изысканного мастерства.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Фото Санкт-Петербурга

Теги:

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх