Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Петр Сергеевич Плавов (1794-1864)

06.06.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Плавов (Половов) родился в Петербурге. В 1803 году, девяти лет от роду, он поступил в Академию художеств. Окончив ее в 1815 году, он поступил помощником к архитектору Руска, от которого в 1818-м перешел помощником к Росси, по ведомству Кабинета. Таким образом, с первых шагов Плавов попадает в хорошие руки и проходит превосходную школу. Эта школа и серьезный характер его, несколько мрачный и тяжелый, не позволяют ему сбиться с пути строгого благородства в своей архитектуре даже под конец жизни, в пятидесятые годы, когда все вокруг уже стали делать вещи пышного ренессанса, перегруженного деталями. Плавов строил довольно много, но судьба не была к нему милостива, и больших, парадных вещей ему не пришлось строить. Между тем он обладал всеми данными к тому, чтобы создавать дворцы. В этом сразу убеждает его парадная лестница Санкт-Петербургского опекунского совета (Здание Главного управления учреждений императрицы Марии).

Проект перестройки здания Опекунского совета Плавов составил в 1834 году (Коллежский асессор Плавов доставил в казенную экспедицию составленный им согласно Высочайшему указанию фасад, 4 плана и смету пристройки флигеля к зданию Опекунского совета (Архив канцелярии Опекунского совета по разным делам, св. 37, ст. 69), в 1836-м здание окончено вчерне, и в 1837 году Плавов отдает второй проект и смету «на чистую окончательную отделку», в 1838 году постройка окончена. Таким образом, время сочинения этой лестницы относится приблизительно к 1835 году. Снаружи здание имело скромный фасад, без колонн и пилястр, с одним очень большим фронтоном. В настоящее время он не сохранился. Главной частью в здании была парадная лестница. В ее композиции все принципы только что прошедшего направления налицо: серьезность и спокойствие, простота и благородство, строгая симметрия и изысканные пропорции. Однако в деталях совершенно ясно уже сказывается новая эпоха: короткая капитель коринфской колонны, амуры в парусах и группы амуров под архитравом — все это говорит уже о тридцатых годах XIX века.

Первый этаж вестибюля и лестницу, где все построено на одной строгой красоте колонн и пилястр дорического ордера пестумского типа, можно легко принять за архитектуру начала царствования императора Александра I.
Такой же строгой серьезностью и большой близостью к александровскому классицизму отличается другое произведение Плавова, относящееся к тому же приблизительно времени (1835—1838). Это женское отделение Обуховской больницы. Так же как и в здании Опекунского совета, Плавов уделяет много внимания парадной лестнице. Круглая в плане, она имеет два яруса колонн, расположенных по циркулю под круглым же первым разрустованным ярусом. Оба яруса дорического ордера, причем нижние колонны без каннелюр, верхние же с каннелюрами и капитель с иониками. За этими колоннами вьется лестница в два марша, чередуясь с площадками. Так же как и в лестнице Опекунского совета, перила имеют очень тонкие балясины из металлических прутьев — типичный для Плавова прием. Над круглым помещением лестницы находится маленькая церковь-ротонда. Барабан над углом здания образует стены этой церкви. Что касается наружного фасада, то, несмотря на всю свою строгость, он сразу выдает свой стиль Николая I: трехпролетные окна, определенное деление фасада на два этажа, подчеркнутое поясом из меандра, легкие и узкие выступы фасада.

К тому же периоду, лучшему у Плавова, относится построенный им при больнице св. Марии Магдалины на Васильевском острове «Дом для усопших> (1835—1836). Тут то же обычное для Плавова деление фасада горизонтально пополам, подчеркнутое поясом из меандра. Нижний этаж разрустован, а гладкое поле верхнего этажа остроумно украшено двумя нишами, в которых помещены красиво нарисованные урны. Самый простой карниз, без модульонов, венчает эту стену, усиливая девственную чистоту гладкой плоскости. Из других построек Плавова надо упомянуть отличное четырехэтажное здание при Сиротском институте (Дорического ордера и также с поясом из меандра) и ряд построек при больнице Всех Скорбящих.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх