Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Постройки Кваренги вне Петербурга, часть 2

12.12.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Расставшись со своим Слободским домом, Безбородко тотчас же затеял постройку нового, еще более великолепного. «Я решил пуститься на новое здание,— писал он князю С. Р. Воронцову в ноябре 1797 года,— которое, по крайней мере, потомству покажет, что в наш век и в нашей земле знали вкус. Весною его начнут».
Он снова обратился к Кваренги, который на этот раз превзошел самого себя и создал нечто действительно бесподобное. В июне 1798 года дом был заложен, но канцлер не прожил после этого и года, работы были приостановлены, и дворец так и не вышел из фундаментов. Сохранилось много оригинальных проектов этого здания. Судьбе угодно было сохранить только один из дворцов екатерининских вельмож, выстроенных и украшенных Кваренги. Правда, слово «сохранить» звучит почти иронией, когда в действительности речь идет о здании, стоящем в развалинах и близком к окончательной гибели. Но все же, несмотря на его полуразрушенное состояние, он все еще доставляет незабываемое наслаждение своей архитектурой, как наружной, так и внутренней, хотя израненной, но каким-то чудом еще живущей.

Это дворец П. В. Завадовского, недолговременного любимца Екатерины, позже графа, которому Кваренги построил его в Ляличах Черниговской губернии в 1794—1795 годах (Горностаев Ф. Ф. Строительство графов Разумовских в Черни говщине, с. 31; Макаренко И. Ляличи. Старые годы, 1910, июль—сентябрь).

Завадовский писал гр. С. Р. Воронцову в 1800 году: «По плану Гваренгия вы строил дом каменный в здешнем краю на диво, каковой в провинциях Английских был бы замечателен, не со стороны огромности, а по красоте чистых препорций своего фасада» (Архив кн. Воронцова, т. 12, с. 253). Быть может, где нибудь в отдаленнейших закоулках России, а возможно, что и не так далеко от Петербурга или Москвы, еще сыщется какая-нибудь усадьба, выстроенная по чертежам Кваренги. Сам он не мог отрываться от множества построек, которые непрерывно вел в Петербурге, ибо съездить куда-нибудь в Саратовскую или Тамбовскую губернии было тогда неслишком просто, но давать чертежи он, конечно, мог. Здание, как водится, лишалось в таких случаях остроты кваренгиевской архитектуры и теряло свой строгий стиль.

К таким провинциальным «Кваренги», быть может, следует отнести недавно разгромленный дом в Зубриловке, имении кн. Прозоровских-Голицыных в Саратовской губернии. В нем есть детали, не встречающиеся ни у одного из тогдашних зодчих, кроме Кваренги). Завадовский вложил много любви в это свое детище, которое завел с единственной целью иметь в старости уголок вдали от Петербурга, где он собирался окружить себя, всем, что напоминало бы ему его любимую монархиню и благодетеля Румянцева. Он не жалел никаких затрат и, видимо, ни в чем не стеснял своего зодчего, создавшего нечто волшебное.

Кваренги выстроил дворец с чисто палладианским размахом, с большим центром и маленькими павильонами по бокам, соединенными с главным корпусом полукружиями галерей. На главном и садовом фасадах он поставил по могучему портику, а на торцах устроил доджи, придающие зданию много живописной прелести. Но поразительнее всего внутреннее убранство, особенно декорация большого двусветного зала. Кроме главного дворца в усадьбе есть еще прелестный летний дом, выстроенный, быть может, также по проекту Кваренги и отличающийся еще более палладианским духом по плану и архитектуре, чем дворец. В парке стоит красивая ротонда-храмик, где находилась статуя Румянцева и куда граф ходил ежедневно поклоняться ему. Великолепная церковь принадлежит, вероятно, также Кваренги. Некоторые детали внутри ее довольно сомнительны, и трудно, конечно, допустить, чтобы Кваренги мог нарисовать барочные капители колонн с гирляндочками, но снаружи весь ее строгий, благородный облик не противоречит его стилю.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх