Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Потребность в строительстве крупных общественных зданий, предназначенных для отдыха трудящихся и культурно-просветительной работы

21.02.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В середине 1920-х годов возникла потребность в строительстве крупных общественных зданий, предназначенных для отдыха трудящихся и культурно-просветительной работы. «Мы переживаем годы величайшего культурного роста широких слоев рабочего класса,— отмечалось в одном из документов тех лет. — ...Каждому рабочему хочется принять серьезное деловое участие и в общественной жизни, и в жизни культурной.

Жажда знания — огромная. Настало время, когда мы должны дать рабочему не только жилые дома, но и дома, в которых было бы соответствующее помещение для многолюдных общих собраний, и ряд залов для студийных и спортивных целей, и комнаты для учебы, для библиотеки, для разных кружков...».

www.ilovepetersburg.ru

Таким был задуман Московско-Нарвский Дом культуры в Ленинграде, в конкурсе на проект-идею которого Щуко участвует в 1925 году. Этот проект можно рассматривать как пробу сил в функционалистической архитектуре. Здание, состоящее из нескольких соединенных между собой корпусов, имеет характерный для этого течения сложный по очертаниям план (по выражению Щуко, «раскинутый план»), композиция его свободна и следует функциональной схеме.

Основа композиции — объем главного зала, выпуклый фасад которого пластически усилен двумя выступающими объемами лестничных клеток. Крытый переход связывает зал с комплексом клубных помещений, а также малого и спортивного залов, занимающих отдельные корпуса. Эта система допускала возможность расширения комплекса. Важной задачей автора была организация пространства перед зданием.

«Прием раскинутого плана,— пишет Щуко,— вызван пожеланиями задания иметь связанную со зданием площадь для парадных собраний и митингов... Площадь в проекте ограничивается, с одной стороны, зданием дома культуры, с другой — трибунами и существующим пятиэтажным домом, брандмауэр которого может быть использован под живопись или экран для кино». Облик здания, однако, не удался,— весьма вялая объемная композиция, невыразительные детали. Впоследствии Дворец, названный именем А. М. Горького, был построен по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Идея Щуко об использовании брандмауэра соседнего жилого дома осуществлена в недавнее время - там размещено монументальное панно.

Неудача проекта, а скорее всего, противоречие между приемами функционализма и творческим мышлением Щуко привели к тому, что к «раскинутому плану» мастер более не возвращается.

В Музее истории Ленинграда хранятся выполненные Щуко эскизы росписей большого и малого залов Московско-Нарвского Дома культуры. Темы их характерны для своего времени — «Электрификация» и «Смычка города и деревни».

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх