Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Проект дама-особняка художника К-а

19.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Проект дама-особняка художника К-а относится к 1903 году. В том же году, участвуя в конкурсе, И. А. Фомин получил первую премию за проект особняка П. П. Волконского под Москвой. Этому проекту суждено было стать весьма заметной вехой на творческом пути архитектора. Согласно условиям конкурсной программы участникам творческого соревнования предстояло обратить основное внимание на разработку композиции фасадов, придав им характер архитектуры русского классицизма эпохи Екатерины II или Александра I. Такое требование впервые вошло в условия архитектурного конкурса.

Если сравнить проекты особняков художника К-а и Волконского, легко убедиться, что во втором уже нет той динамичной асимметрии, которая присуща первому.

Трехчастная симметричная композиция фасада особняка Волконского относительно спокойна, уравновешенна. Целый ряд деталей напоминает о классицизме: таковы приземистые дорические колонны центральной лоджии, фронтоны, полуциркульные окна; портик служебного флигеля, находящегося рядом с главным домом, тоже похож на классический. Однако в трактовке всех этих деталей Фомин далек от точного следования классическим канонам; классицизму чужды те преувеличения форм, те напряженные контрасты, которые допускает архитектор, и они налагают на его произведение отчетливую печать времени.

Санкт-Петербург, www.ilovepetersburg.ru

Работы, представленные на конкурс проектов особняка Волконского, были первыми ласточками неоклассицизма в русской архитектуре начала XX века. Не исключено, что требование программы конкурса об использовании классических композиционных приемов появилось под воздействием статьи Александра Бенуа Живописный Петербург, опубликованной в журнале Мир искусства в 1902 году.

Автор статьи заставлял читателей взглянуть по-новому на давно знакомые памятники старого Петербурга, красоту которых перестали понимать и ценить в период эклектики.

Кажется, нет на всем свете города, который пользовался бы меньшей симпатией, чем Петербург, — писал Бенуа. — Каких только он не заслужил эпитетов: гнилое болото, нелепая выдумка, безличный, чиновничий департамент, полковая канцелярия. Я никогда не мог согласиться со всем этим и должен, напротив того, сознаться, что люблю Петербург и даже, наоборот, нахожу в нем массу совершенно своеобразной, лично ему только присущей прелести... Он... красив... именно в целом или, вернее, огромными кусками, большими ансамблями, широкими панорамами, выдержанными в известном типе — чопорном, но прекрасном и величественном.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх