Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Проект застройки территории вокруг Михайловского дворца

06.04.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Так, единым ансамблем, было задумано Росси создание не только усадьбы дворца и площади перед ней, но и прилегающих городских кварталов и улиц на обширной территории. Вся эта четко продуманная, сложно подчиненная архитектурно-пространственная композиция сформировалась в итоге настойчивых творческих поисков зодчего.

Чертежи Росси раскрывают творческий процесс, развитие и совершенствование градостроительного замысла. Как скульптор, зодчий нащупывает и находит контуры и объемы одной части города за другой, пока они не превращаются в стройную систему архитектурных ансамблей.

Так, например, в наиболее раннем из известных планировочных вариантов нет еще площади перед дворцом, и его парадный двор, обрамленный изогнутыми служебными корпусами, выходит непосредственно на Итальянскую улицу.

Территория вокруг замка остается без изменений. Садовая улица еще не прорезает ее. Проезды вдоль берегов рек пока не предполагаются.

Проект собственно дворцового комплекса утверждается в 1819 году, и строительство начинается немедленно. Как и прежде, создается строительная комиссия, и Росси опять ее главный архитектор, а его помощники — архитекторы Н. Ткачев, И. Гальберг и каменных дел мастера Ф. и Д. Адамини, И. Бернандацци. Сюда снова приходят выдающиеся деятели монументально-декоративного искусства — скульпторы В. Демут-Малиновский и С. Пименов, живописцы Д.-Б. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, братья Дадоновы и лепщики Саягины, семья столяров Тарасовых, мраморщики Э. Модерни, А. Трискорни и Я. Щенников, мебельщик В. Бобков, обойщик И. Тимофеев и многие другие. Строительство заканчивается вчерне в 1823 году, а вся отделка — в 1825-м. В том же 1825 году возводится садовый павильон у Мойки.

Проект застройки площади был утвержден в 1821 году. Оба квартала вдоль восточной и западной сторон площади разделяются на одиннадцать участков (шесть из них вдоль площади и пять по каналу Грибоедова и Садовой улице) и продаются частным лицам с непременным условием застраивать их с учетом фасадов, созданных Росси. В возведении этих зданий в 1820—1830-х годах участвовали архитекторы А. Брюллов, И. Болотов, П. Жако, А. Михайлов, Л. Шарлемань, А. Мельников и другие.

Одновременно преобразовывается территория Инженерного замка. Проект ее реконструкции и переделки торцовых фасадов Манежа и конюшенных корпусов утверждается в 1823 году, а к 1825 году работы заканчиваются.

Позднее, в 1834—1835 годах, утверждается исполненный Росси проект застройки новой, Михайловской улицы к Невскому проспекту с корпусами, выходящими на проспект и площадь. Здесь, на площади, по утвержденным фасадам Росси архитектор П. Жако в 1834—1839 годах возводит здание Дворянского собрания (ныне государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича), а по другую сторону улицы углом на площадь архитектор Л. Шарлемань в 1835—1838 годах строит дом костела св. Екатерины (дома 5 и 7 по Итальянской улице). Застраиваются и участки у Невского проспекта.

Последний проект Росси, связанный с этим районом города, относится к 1838 году. На Инженерной улице Росси проектирует два однотипных корпуса, очевидно административного назначения, расположенных симметрично по сторонам павильонов замка.

Проект этот, выполненный в формах близких Ренессансу, столь необычных для Росси, не был осуществлен. Прошло около двадцати лет, прежде чем все задуманное Росси в основном было претворено в жизнь.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх