Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Проекты нескольких частных особняков, выполненных Щуко в 1910-е годы

02.06.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Среди проектов, выполненных Щуко в 1910-е годы, выделяются проекты нескольких частных особняков.

Дом Волконского в имении Мильшино был задуман в духе старинных русских усадеб. В основу композиции положен традиционный принцип трехчастного деления объемов — центральный корпус с портиком на главном фасаде и ротондой, выходящей в сад, и два боковых крыла. Множество эскизов, хранящихся в музее Академии, свидетельствуют о долгих поисках выразительного образа: архитектор варьирует пропорции объемов, ищет характер звеньев, соединяющих их,— то колоннады, как в Павловском дворце, то одноэтажные вставки, как в Таврическом... В целом этот проект — импровизация на тему классицизма конца XVIII века.

«Старовским» духом проникнут и проект дома-читальни в имении Гейдена в Вязьме. Дом Ренера в Одессе — парафраз виллы Ротонда Палладио.

Фото Санкт-Петербурга

Самым законченным и цельным в ряду этих проектов был проект дачи А. А. Мордвинова на Каменном острове (1915). Это небольшой ансамбль, центром которого служит главный П-образный корпус; пышные ворота ведут в расположенный перед ним мощеный двор, окруженный аркадой, сквозь нее можно выйти в партерный сад за домом. Отбросив множество эскизов, Щуко остановился на простом и строгом решении фасада в духе итальянского Возрождения — центральная аркада, выполненная в рустованном камне, гладкие плоскости ризалитов. Контрастна по отношению к фасаду пышная отделка парадных помещений, особенно вестибюля, стены и свод которого орнаментированы лепкой и росписью.

В Курской губернии по проекту 1910 года был построен небольшой особняк Д. Ф. Левшина — двухэтажное здание в стиле петровского барокко, с характерными угловыми рустованными пилястрами, ломаными высокими кровлями, барочным изогнутым фронтоном с круглым окошком над главным входом. Эта работа по стилю несколько необычна для почерка Щуко.

Следует обратить внимание на то, что проекты особняков, одинаковые в своей ориентации на наследие прошлого, разнохарактерны, они свидетельствуют о вкусах, сложившихся в обществе под влиянием идей ретроспективизма, из рамок которых архитектор, связанный волей заказчика, не мог выйти.

Эту оборотную сторону ретроспективизма отметили Щусев и Фомин, когда с горечью писали А. Н. Бенуа следующие строки: «Ваша десятилетняя критическая деятельность была в высшей степени плодотворна и чрезвычайно много дала всему современному вам поколению. Но от всего этого хорошего и полезного родилось нечто вредное. Публика, научившись понимать и ценить красоту прошлого, потеряла всякий вкус к современному, стала не только недоверчиво, но и прямо враждебно относиться ко всяким новым исканиям, отрицая возможность и нужность таковых...

Больше всего пострадали от этого мы, архитекторы. Те немногие наши клиенты, которые интересуются вопросами искусства... или ничего не строят, ограничиваясь покупкой для своих квартир старинной мебели и старых картин из антиквариев, или если строят, то требуют компиляций в каком-либо стиле: один хочет «Петровского», другой «Александровского», но непременно стилей. Создался какой-то фальшивый круг оценки красоты, из которого строго воспрещается выступать».

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх