Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Работы В. Бренна по архитектурному убранству Павловского дворца

19.09.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Зал Мира. Павловский дворец

Зал Мира. Павловский дворец

Из писем великой княгини мы узнаем, что Камерон, закончив вчерне дворец и отделав снаружи и внутри все парковые постройки, стал все реже и реже появляться в Павловске. Мария Феодоровна прибегает ко всевозможным средствам, чтобы его хоть изредка залучить к себе, но вытащить зодчего из Царского, где он вел свои наиболее значительные постройки, было нелегко. Он строил в то время Холодную баню с Агатовыми комнатами и знаменитую галерею, притом строил все это на виду у самой императрицы, которая тут и жила и за всем следила.

Когда Кюхельбекер сообщал ей о редких и коротких наездах Камерона, она бывала вне себя от радости, но добиться от него рисунков для отделки дворца было почти невозможно. В отчаянии она обращается однажды к Кваренги с просьбой дать ей рисунок каскада, который от Камерона уже не было надежды получить. Однако рассчитывать на деятельную помощь зодчих, занятых постройками для императрицы, было еще труднее.
Из этого затруднения вывел Марию Феодоровну Бренна, предложивший ей, по-видимому, взять на себя руководство по архитектурному убранству всего дворца. В письме ее к Кюхельбекеру от 8 сентября 1787 года мы находим следующие слова: «Я в восторге, что Бренна взялся за дело. Скажите ему от моего имени, что я с нетерпением жду его приезда сюда с рисунком итальянского зала». (Там же, с. 546. Не был ли этот загадочный рисунок проектом тех изменений, которые Бренна внес в камероновский Круглый зал? В одном письме Мария Феодоровна обронила как-то фразу, показывающую, что ей далеко не все нравилось у Камерона: «Ради Бога попросите Камерона попытаться сделать что-нибудь в хорошем роде, и прежде
всего чтобы он не вздумал делать арабесковых орнаментов»,— писала она Кюхельбекеру в августе 1784-го (с. 522).

Между тем излюбленный декоративный прием Камерона — это как раз то, что в его время называли арабесками.
В 1789 году он разбирает каменную стену в кабинете великого князя, ломает печь, пробивает дверь, окно и вновь устраивает «комельки». В то же время он переделывает здесь штучные полы, лепные карнизы и фриз. В этом же году под его руководством производятся столярные, штукатурные, лепные и живописные работы в двух туалетных комнатах, кабинете картин, гардеробе, в спальне, будуаре, гобеленовой комнате Павла Петровича, в библиотеке и «кабинете позади», а также в антресолях. Все эти работы обошлись по смете Бренны, подписывающегося уже «архитектором», в 13 641 р.— сумма по тому времени очень значительная (Успенский А. И. Большой Павловский дворец//Художественные сокровища России, 1903, с. 390).

Каменный мастер Пьетро Висконти, поступивший на службу в Павловскую контору в 1789 году, в числе обязательств, принятых им на себя по контракту, дал, между прочим, следующее: «В небытность здесь мастера господина Бренна делать мне по приказам от конторы, когда потребует, для небольших строений планы, сметы и счета с рабочими людьми». (Архив Павловского городского управления, №31, 1786//Художественные сокровища России, 1905, с. 116). Ясно, что Камерон уже устранился, или устранен, или его обязанности несет Бренна).

С этого времени прежний декоратор-живописец понемногу начинает выступать в роли декоратора-архитектора, а с 1789 года мы видим его уже на правах настоящего архитектора, полновластного руководителя строительных работ в Павловске. Он подписывает все сметы и производит целый ряд перестроек внутри дворца, в обоих его этажах. Но этим участие Бренны в создании Павловского дворца не ограничилось. В течение десяти дальнейших лет он беспрестанно что-нибудь перестраивает, достраивает и надстраивает. Самые грандиозные перемены и новые постройки произведены им уже по восшествии на престол императора Павла, неожиданно обратившего свое внимание на Павловск и заинтересовавшегося им так сильно, что его супруге пришлось временно стушеваться. Отныне всеми строительными работами ведает сам государь и «первый архитектор двора» Бренна. Не только Камерон, но и сам Кваренги должен был отступить на второй план, и горько было любимым екатерининским мастерам получать приказы об их «немедленном командировании в помощь придворному архитектору статскому советнику Бренне».

И. Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх