Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Реализм сценических работ Щуко-художника

24.09.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Еще одна особенность Щуко-художника — реализм его сценических работ. Реалистическую направленность петроградских театров двадцатых годов можно определить в сравнении с натуралистическим духом общего решения и сценического оформления спектаклей МХТ дореволюционного периода, а особенно в сравнении с кубофутуристическими и конструктивистскими затеями в декорационном деле, распространившимися в театрах в конце 1910-х и затем в 1920 годах.

Кубофутуристы выступали против зрелища-картины и оформляли спектакли абстрактными композициями, что далеко не всегда отвечало режиссерскому замыслу и специфике драматургии. «Художник-конструктивист отказывается от всякой изобразительности и перекладывает все бремя фабулы на слабые плечи, вернее, на слабый язык актера. «Какой унылый вид у этого замка» приходится говорить гораздо интенсивнее... когда на сцене замка нет и в помине»,— писал современник.

Все без исключения декорации Щуко изобразительны, то есть достоверно показывают время и место действия. Они правдивы и исторически, этому, безусловно, способствовало великолепное знание художником искусства и архитектуры прошлого.

Среди эскизов Щуко встречаются чертежи деталей декораций, напоминающие его обмеры пенсионерских времен, например чертеж фонаря или трона для «Отелло», хранящиеся в музее БДТ. Таковы же импозантные интерьеры «Дона Карлоса» или «Отелло». Но в целом спектакли Щуко отнюдь не этнографичны: «исторические» декорации рассчитаны на создание поэтически возвышенного образа, отвечающего духу пьесы.

Трактовка архитектуры и предметов быта в «исторических» постановках Щуко, при всей их достоверности, отличается большой мерой условности: торжественная симметрия фронтальных композиций «Отелло» и «Цезаря и Клеопатры», рваный, напряженного силуэта просвет в каменной стене в «Антонии и Клеопатре», дорические колонны, изображаемые вертикально натянутыми золотыми канатами-каннелюрами...

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх