Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Фомин

Русский классицизм — стиль в такой же мере национальный, как и зодчество допетровской Руси

23.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Статья была адресована прежде всего художникам: Бенуа призывал их понять, как живописен Петербург, сколь достойны их внимания архитектурные пейзажи города, напоминал о художественном отношении к петербургской старине мастеров прошлого, сумевших прекрасно выразить пустынность Невы, фантастическую грандиозность и красоту ее, чудные эффекты белых ночей, прелестные виды на островах, у Смольного.

И, как бы развивая мысли Бенуа, в одном из номеров Мира искусства за 1904 год появилась статья И. А. Фомина о московском классицизме. В ней Фомин представал перед читателями не только как архитектор-профессионал, хорошо разбирающийся в истоках красоты архитектурных форм, но и как настоящий поэт, вдохновенно раскрывающий секреты этой красоты непосвященным. Проникнутая особым, поистине музыкальным ритмом речь Фомина, его искреннее, окрашенное романтическим чувством преклонение перед величием памятников русского искусства, его гневное, исполненное страсти осуждение тех, кто, не понимая красоты, искажает ее, — все это не могло не привлечь внимания современников. Фомин писал:

Поэзия прошлого! Отзвук вдохновенных минут старых мастеров! Не всем понятно тонкое чувство грусти по былой ушедшей красоте, которое подчас сменяется невольным восторгом перед грандиозными, египетскими по силе памятниками архитектуры, соединившими в себе мощь с деликатностью благородных, истинно аристократических форм.

опубликовано на www.ilovepetersburg.ru

Уже многоэтажные домы в каком-то странном стиле — творения измельчавшей породы людей и их бездарных художников — сменяют эти удивительные постройки эпохи Екатерины II и Александра I. Их осталось уже так мало! Тем ценнее они. Тем больше люблю я их.

Посмотрите на этот сад обширный, шумящий и вдали, четыре колонны уютного, белого дома; или эти огромные пустынные дворы перед фасадами домов-дворцов с подъездами почти царскими, с двумя крыльями, которые смело легли полукругом на сто сажен вправо и влево; или эта тяжелая мощная колоннада; или эти строгие формы строгого стиля ампир — холодные, прекрасные! Когда-то это понимали, ценили, когда-то это людям было нужно. Теперь — уже не понимают и даже не замечают.

Лишь художник, проходя мимо, останавливается, пораженный строгой красотой, и повесть о былом, прошедшем чарует его.

Впервые в статье Фомина было высказано мнение о том, что русский классицизм — стиль в такой же мере национальный, как и зодчество допетровской Руси. Это положение, развитое Фоминым в следующих его работах по истории русской архитектуры, спустя несколько лет легло в основу теории неоклассического направления, в котором его сторонники видели одно из возможных решений проблемы национального стиля.

По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»

Другие записи с тегом И. Фомин

ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх