Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Старов в Италии. Шувалов – «поощритель Пиранези» и опекун пенсионеров

28.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Старову полагалось оставаться в Париже до мая 1766 года. Но он со всей энергией молодости стремился попасть в Италию раньше установленного срока. Доказывая необходимость переезда в Италию, Старов с настойчивостью пишет в Академию художеств, что от пребывания в Риме «может, счастье мое зависит». Только в сентябре 1766 года, после повторных просьб, приходит долгожданное дозволение ехать в Рим «и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии». Впоследствии этот срок сократился до года.

Италия к этому времени потеряла ведущую роль в развитии современного искусства. Но здесь существовала благодатная возможность изучения античных памятников. Совет Академии предписывал изучать здесь также произведения эпохи Возрождения, в особенности Палладио, чей опыт новаторского претворения достижений античной архитектуры заслуживал внимания.

В Италии пенсионеров с конца 1760-х годов опекал живший за границей И. И. Шувалов. Он дружески общался с Джованни Пиранези — самой яркой фигурой художественного Рима, оказавшим сильное влияние на современников своим новым отношением к античной архитектуре.

Шувалов считал, что пенсионерам следует дольше находиться в Италии, нежели в Париже, и хотел основать в Риме отделение Российской Академии художеств. Однако составленный им проект остался неосуществленным, так как не нашел сочувствия у И. И. Бецкого — видного деятеля екатерининского времени, возглавлявшего Академию художеств с марта 1763 года.

И. И. Шувалов в своих взглядах на искусство и архитектуру несомненно отражал многое из эстетических принципов Пиранези. И это не могло не сказаться на пенсионерах, которые общались с ним.

Здесь нам нужно обратиться к фигуре самого Джованни Батисты Пиранези, чтобы глубже понять сущность архитектурной эпохи, воспитавшей Старова и других зодчих-классицистов.

Пиранези — виртуоз архитектурного рисунка,— хотя и находился в значительной мере в плену барочных концепций, все же стал провозвестником европейского классицизма. Об архитектурных фантазиях Пиранези справедливо сказал русский исследователь П. Муратов в своей книге «Образы Италии»: «Ни у египетских фараонов, ни у римских императоров не хватило бы могущества, чтобы построить эти здания. По их величественным лестницам могли бы взойти целые народы, и целые города могли бы поместиться под их стремительно взлетающими арками». Пиранези с увлечением изучал творения Палладио, стремившегося в эпоху Возрождения развивать традиции античной архитектуры, и, по его собственным словам, «никогда с ними не расставался». В своей практике Пиранези-зодчий также «следовал предписаниям Витрувия» — древнеримского архитектора, который определял архитектуру как синтез «прочности, полезности и красоты».

Пиранези увековечил наряду с руинами античного Рима современные сооружения — фонтан Треви, виллу Альбани, казино виллы Памфили. Он дружил с Никколо Сальви — творцом пышного фонтана Треви, с Луиджи Ванвителли, предтечей классицистических тенденций в архитектуре, а также с архитекторами — пенсионерами Французской академии, в том числе Клериссо, Пажу и их руководителем де Труа. Пиранези работал с Гюбером Робером, гравером и живописцем, и сотрудничал с известным английским архитектором Робертом Адамом. Среди прославленных сюит Пиранези — «Темницы», «Виды Рима», «Различные произведения архитектуры». Крупной и интересной работой явился труд Пиранези, названный им «Вазы, канделябры, надгробия, саркофаги, треножники, светильники и античные орнаменты». Эта сюита офортов, начатая мастером в 1768 году (в год пребывания Старова в Риме), была издана десятилетие спустя на средства И. И. Шувалова и посвящена ему. В своем посвящении к альбому Пиранези убежденно называет Шувалова «поощрителем изящных искусств».

И. И. Шувалов — «поощритель» Пиранези и добровольный опекун русских художников и архитекторов за границей — был горячим сторонником слагавшегося нового стиля — классицизма, самобытный вариант которого вскоре возрос и расцвел в России.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх