Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Иван Старов

Таврический дворец - шедевр Старова. Начало строительства Таврического дворца

21.04.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Это белоколонное здание известно далеко за пределами нашей страны. Его торжественное наименование — Таврический (от древнего названия Крыма — Таврида) — созвучно первому этапу его исторической «биографии» и величавому архитектурному строю всего сооружения.

Строительство дворца, начатое в 1782-м и законченное в 1790 году, шло под гром сражений, развернувшихся в ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Один за другим мчались от берегов Черного моря и Дуная фельдъегери с депешами о выигранных битвах при Фокшанах, Рымнике, в которых блистательно раскрылся полководческий гений А. В. Суворова, и, наконец, о штурме Измаила. Но в Петербурге успехи полководца заслонила фигура главнокомандующего — Г. А. Потемкина, получившего за победу русских войск звание фельдмаршала. Щедро награжденный царицей, он строит для себя Таврический дворец. Но сооружение это стало архитектурной одой в честь русского оружия, отвоевавшего естественные южные границы страны — выход к Черному морю.

Период создания Таврического дворца был самым плодотворным в творчестве Старова. В это время в Петербурге работали такие корифеи, как Камерон, Кваренги и Фельтен. Но даже среди их замечательных произведений старовские создания выделялись целостностью и содержательностью художественного образа.

В эти годы дворцы знати возводятся преимущественно на основных проспектах и улицах столицы, в ее центральной, Адмиралтейской части. Участок, который отвели для Конногвардейского дома, как называли дворец до 1791 года,— года смерти Потемкина (название произошло от находившихся по соседству казарм конногвардейского полка),— был далек от центра города. С главным фасадом, обращенным к Неве, с обширным парком по другую сторону, дом мыслился как загородная резиденция.

Расположение дворца на окраине города продиктовало принцип объемно-пространственного решения здания, включающего главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями. Казалось бы, это продолжает композиции усадебных построек Старова начала 1770-х годов, отличаясь лишь масштабами сооружения. Однако здесь не просто другие масштабы. Здесь — другая задача, здание значительной протяженности обращено к реке. Своим положением в объемно-пространственной структуре берега оно выразительно акцентировало один из отдаленных и интереснейших отрезков главной водной артерии столицы. Искусно избранное местоположение великолепного здания создавало возможность обозревать его не только при подходе со стороны города «посуху», но и при подъезде по воде, а также с противоположного берега реки. Неразрывная связь с речным пространством, подчеркнутая овальной гаванью с каналом, дополнялась и обогащалась зеленью. Гармоническая связь здания с окружавшей его природной средой еще более усиливала художественные достоинства архитектурного решения.

По книге Д. А. Кючарианц

«Иван Старов»

Другие записи с тегом Иван Старов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх