Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Владимир Щуко

Центральным событием архитектурной жизни начала 1930-х годов явилось проектирование Дворца Советов в Москве

30.03.2016 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Центральным событием архитектурной жизни начала 1930-х годов явилось проектирование Дворца Советов в Москве, грандиозного сооружения, которое своим масштабом и обликом должно было соответствовать «характеру эпохи, воплотившей волю трудящихся к строительству социализма».

Так говорилось в программе проектирования Дворца, основные положения которой были сформулированы в ходе закрытого конкурса 1930 года. Открытый конкурс был проведен в 1931 году. Советская архитектура не знала столь широкого творческого соревнования: на конкурс было представлено сто шестьдесят проектов, не считая предложений, сделанных непрофессионалами (их было более ста). Двадцать четыре проекта представили зарубежные архитекторы.

Конкурс был своеобразной демонстрацией архитектурных концепций, отразив всю сложность путей архитектурной мысли своего времени; главными противниками стали конструктивисты и традиционалисты. Конструктивистское направление было представлено смелыми проектами, в которых серьезная функциональная проработка совмещалась с использованием новейших конструктивных решений; проекты их соперников объединяло стремление к репрезентативности и монументальности — чертам, которые, по мнению авторов, должны быть свойственны главному зданию страны.

Именно эти проекты остановили на себе внимание специальной правительственной комиссии. В постановлении сов« та строительства Дворца Советов (1931) было предложено направить поиски архитекторов «к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры», но проектирование пошло по пути поисков импозантного, пластически богатого решения, основанного на использовании лишь классических традиций во внешнем оформлении зданий.

В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, как крупнейшие классицисты, были персонально приглашены к участию в конкурсе. Мастера создают несколько вариантов проекта. Сначала Дворец представляется как цилиндрический объем, обращенный к Кремлю монументальными пропилеями, богато украшенными скульптурой; в одном из вариантов он решен в виде параллелепипеда, богатым арочным поясом напоминающего Дворец дожей в Венеции. Наконец, здание было трактовано ими как громадный памятник Ленину. Постаментом скульптуры служила ярусная композиция уменьшающихся кверху объемов. Этот прием совпал с идеей архитектора Б. М. Иофана. Разработка окончательного варианта была поручена бригаде под руководством Иофана, Щуко и Гельфрейха.

Следует отметить, что основная идея сочетание в одном сооружении архитектурно-пространственного комплекса с монументом портретного типа - была неудачной. Рядом со стометровой скульптурой членения Дворца казались мелкими. Неразрешима была также и проблема восприятия фигуры В. И. Ленина без искажений и с ближних подходов и с дальних расстояний.

По книге Т. Славиной «Владимир Щуко»

Другие записи с тегом В. Щуко

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх