В основе теории Фомина лежало стремление сохранить ордер как композиционную основу и современной архитектуры. Здесь весь Фомин, с его преданностью классицизму и верой в безграничные возможности ордерной системы.
Фомин считал, что классический ордер, превосходно выражающий особенности работы каменной стоечно-балочной конструкции, может быть легко приведен в соответствие с железобетонным каркасом, который в конструктивном отношении является развитием стоечно-балочной системы. Для этого, полагал архитектор, достаточно преобразовать пропорциональный строй классического ордера, изменить его пластику и детали. В результате, сохранив прежнюю композиционную роль, реконструированный ордер приобретет новую жизнь в иных, изменившихся условиях.
Надежды Фомина на воссоздание ордера нельзя назвать беспочвенными: в самом деле, многовековая история ордерной системы убедительно свидетельствует о ее способности к трансформациям. Вот почему, выдвигая идею новой реконструкции классики, Фомин был глубоко убежден в том, что она заслуживает право на существование.
Доклад И. А. Фомина вызвал жаркие споры, не затихавшие в Академии несколько дней. Большая часть студентов встретила теорию Фомина в штыки. Не соглашались с Фоминым и многие педагоги. Они обвиняли профессора в ретроградстве, в нежелании понять то новое, что внесла в строительное искусство жизнь.
Но Фомин был непреклонен. Почти все проекты, исполненные им во второй половине двадцатых годов, в той или иной степени воплощали идеи теории реконструкции классики. Некоторые из них были осуществлены. Таковы проект зданий Политехнического института в Иваново-Вознесенске, разработанный при участии И. И. Фомина, и проекты санаториев в Кисловодске и Железноводске, созданные совместно с М. И. Рославлевым.
По книге В. Г. Лисовского «И. А. Фомин»
Другие записи с тегом И. Фомин
Фото Санкт-Петербурга