Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Василий Петрович Стасов: лучшие творения. Триумфальная арка. Троицкий и Преображенский соборы

08.07.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Московские Триумфальные ворота

Московские Триумфальные ворота

Лучшим созданием Стасова является, несомненно, его Триумфальная арка у Московской заставы. Она воздвигнута по повелению императора Николая I в память походов 1826—1831 годов. Сооружение началось в 1833-м и окончено в 1838 году
(Надпись на аттике при въезде в город: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии Турции и при усмирении Польши в 1826, 27, 28, 29 30 и 31 годах». Со стороны города та же надпись на латинском языке (Пушкарев И. И. Описание Санктпетербурга ч. 1, 1839, с. 123). Это одна из последних работ Стасова, исполненная в то время, когда он уже шел другой дорогой, отказываясь от увлечений молодости и зрелого возраста.
Однако именно в этой работе, в этой властной архитектуре, в этом триумфе мужественного дорического стиля Стасов высказался весь, до самой глубины своей спартанской души. Все, даже классические, женщины, которыми он заменил триглифы, нарисованы тяжелой рукой убежденного дориста. Суровость композиции подчеркнута еще материалом — арка не построена из камня, а отлита из чугуна (Отлито на Александровском чугунолитейном заводе (Пушкарев И. И. Описание Санктпетербурга, ч. 1, с. 123). Черный жесткий чугун дополнил жесткую суровость форм. Это памятник жестоких войн и памятник, который воздвиг своей архитектуре Стасов.

Несравненно слабее его церковные постройки. Под давлением зарождавшихся идей национального стиля Стасов делает попытку найти какое-то новое решение для русской церкви. Конечно, ему, убежденному классику, эллинисту, это совершенно не удается. Он остается тем же классиком, а попытки обрусить свою архитектуру приводят лишь к тому, что, утеряв силу своей мощной дорической архитектуры, он сбивается с пути строгих и благородных пропорций и в каком-то сочетании «Византии» с классикой думает найти, но не находит здорового решения этого вопроса.

Так, в его Троицком соборе первый этаж сооружения представляет из себя еще очень хорошее классическое решение церкви — крестообразный план, законченный с четырех сторон четырьмя одинаковыми коринфского ордера портиками; второй же этаж из пяти барабанов с куполами идет вразрез с нижним этажом, несмотря на то что Стасов тщательно старался выискать общий силуэт и с этой целью придвинул так близко четыре малых купола к среднему, что они едва не касаются его.
(Троицкий собор построен в 1828—1835 годах на месте старой деревянной церкви (там же. с. 197).

В Преображенском всей артиллерии соборе то же пятиглавие, но купола расставлены шире (Преображенский собор построен в 1826—1829 годах на месте сгоревшего старого собора Земцова и Трезнни-сына (Пушкарев И. И. Описание Санктпетербурга, ч. 1).
В плане тоже крест, но портик лишь с одной, западной стороны. Рисунок оконных наличников совершенно тот же, что и в Троицком соборе. В нем он также старается найти новое решение обработки окна, отбросив обычный в александровское время прием сандрика или просто голого пролета окна. По-видимому, и здесь он задался мыслью сделать нечто византийское, но ему, всю жизнь положившему и всю душу вложившему в чистую классику, нелегко перейти на совершенно иную дорогу.
Если верить некоторым дошедшим до нас сведениям о личности Стасова, то можно отметить, что характер зодчего отвечал вполне его архитектуре.

И. Грабарь

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх