Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Внутренняя планировка Александрийского театра

27.07.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Во внутренней планировке театра Росси был связан рамками задания. Многое в расположении и назначении помещений не соответствует современным требованиям. Во многом повинны неудачные переделки второй половины XIX века, исказившие планировку здания театра и уничтожившие декоративную отделку большинства помещений. Но умение Росси в тесных рамках обязательной функциональной схемы создавать совершенные произведения достойно внимания.

Основа композиции зрительного комплекса — контраст большого, высокого зрительного зала и невысоких обслуживающих помещений, подчеркивающих его масштаб. Центральный (и ныне единственный обслуживающий зрителей) вестибюль у ранее открытой галереи под лоджией главного фасада предназначался для «высокопоставленных» посетителей царской ложи, зрителей партера, бенуара и первого яруса. Это невысокое, почти квадратное в плане помещение перекрыто пологим сводом. Его строгое решение — удачный переход от монументальной архитектуры фасадов к изысканной отделке зрительного зала. Однотонная серая окраска стены, живопись под лепку на своде, бронзовые бра и люстра (существующая и сейчас) — таков был его облик. Две широкие, с верхним светом парадные лестницы по бокам вестибюля соединяли его с фойе, зрительным залом и окружающими кулуарами ярусов. Одна из лестниц предназначалась для царской семьи и придворных, вторая — для посетителей партера, первого яруса. Стены лестниц, расписанные «под рустик» (имитация каменной кладки), орнаментальная живопись на сводах, бронзовые люстры и бра - такова была их отделка.

Связанные с вестибюлем угловые лестницы соединяют ярусы между собой. Для зрителей второго, третьего, четвертого и пятого ярусов предназначались два небольших вестибюля у портиков боковых фасадов. Каждый из них сообщался с ярусами двумя лестницами. Рядом, под портиками, находились входы для привилегированных посетителей больших лож у сцены. Роспись стен лестниц также имитировала каменную кладку, своды покрывала орнаментальная живопись. Около тысячи четырехсот зрителей театра первоначально располагали пятью вестибюлями и восемью лестницами. В целях пожарной безопасности это было оправдано, но усложняло планировку зрительной части. Фойе над вестибюлем, равное ему по площади, примыкает к лоджии главного фасада. Из окон открывается прекрасный вид на площадь. Как и теперь, лоджия служила в теплое время года местом прогулок зрителей в антрактах. Фойе непосредственно сообщается с центральной ложей и с кулуарами первого яруса, окружающими зрительный зал.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

источник: www.ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх