Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Карл Росси

Застройка вокруг театра

30.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Территория вокруг театра бессистемно застраивается небольшими домами артистов и частных лиц. Обращенные фасадами на Фонтанку и Аничков переулок, дома выходили своими хозяйственными и служебными постройками к театральному двору, который был отгорожен от Невского глухим забором. Невский проспект в этой части выглядел далеко не парадно.

На углу проспекта и Фонтанки, на месте галереи и гавани Аничкова дворца, в 1803—1805 годах архитектором Д. Кваренги возводится монументальное здание торговых рядов со сквозной аркадой в нижнем этаже. (В 1885 году галереи были заложены.)

Район в целом до реконструкции Росси представлял собою довольно пеструю картину — неорганизованное сочетание парадных и невзрачных строений.

В 1809 году Аничков дворец вместе с оставшейся частью усадьбы был подарен Александром I сестре Екатерине Павловне (владелице дворца в Твери) и отделывался внутри архитектором Л. Руска. В 1816 году дворец и усадьбу снова покупает казна за два миллиона рублей, и Александр I дарит их своему брату, впоследствии царю Николаю I, к его бракосочетанию.

В связи с новым назначением усадьба в 1816—1820 годах реконструируется по проекту Росси, а парадные помещения дворца заново отделываются и реставрируются. Рядом с дворцом возводится изогнутый по дуге служебный «сервизный» корпус, отделивший парадную территорию дворца от утилитарных построек, а за ним манеж. Симметрично оси дворца на площади сооружаются два павильона. Один на углу Невского проспекта, другой — в глубине площади. Вдоль Невского проспекта и площади усадьба обносится ажурной чугунной оградой из копий с золочеными остриями и венков. Вместе с монументальными одноэтажными павильонами эта красивая ограда образует парадный фронт вдоль проспекта и площади. На месте запущенного к тому времени сада архитекторами И. Ивановым и А. Менеласом разбивается новый, живописный. После реконструкции усадьба получает ориентацию на главную магистраль города и площадь возле театра, откуда открыли парадный въезд.

Работы вела специально организованная комиссия «по производству строений в Николаевском дворце». Возведением павильонов и ограды руководил Росси, по отделке дворца его помощником был Н. Ткачев, а строительство служб по проекту Росси осуществлял Дыльдин, оставшийся затем архитектором дворца. Ограда и балюстрады, венчающие павильоны, отливались на Александровском (ныне Пролетарском) чугунолитейном заводе. Лучшие живописцы, скульпторы и лепных дел мастера участвовали в отделке. Так, виртуозной кисти Д.-Б. Скотти принадлежали плафоны парадных помещений дворца и, очевидно павильонов. С. Пименов изваял для фасадов павильонов прекрасные статуи «российских героев», скульптурные панно с «военными трофеями» и изображения слав в интерьерах.

Все остальные лепные детали наружной и внутренней отделки — работа прекрасных умельцев-лепщиков Никиты и Сергея Саягиных. Стены и колонны Я. Щенников отделал искусственным мрамором. На этой первой работе Росси в Петербурге сформировалось творческое содружество архитекторов, живописцев, скульпторов и мастеров строительных и отделочных специальностей, которые участвовали затем во всех последующих работах зодчего.

Здесь, в Петербурге, Росси проводит реконструкцию столь же сложного дворцового комплекса, как ранее в Твери, но достигает значительно большего совершенства.

По книге М. З. Тарановской «Карл Росси»

ilovepetersburg.ru

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх