Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Общественные здания

Здания Сената и Синода

18.07.2009 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
здания Сената и Синода на Сенатской площади

здания Сената и Синода на Сенатской площади

Здания высших правительственных учреждений дореволюционной России — Сената и Синода, связанные в единое целое великолепной аркой, переброшенной над Галерной улицей, ограничивают с западной стороны Сенатскую площадь.

В начале XVIII столетия участок, ныне занятый зданием Сената, принадлежал А. Д. Меншикову. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году пожалован А. П. Бестужеву-Рюмину. В 1763 году дом Бестужева-Рюмина перешел в казну и был приспособлен для Сената, переведенного с Васильевского острова на Адмиралтейскую сторону.

В 1780–1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания проект был разработан архитектором И. Е. Старовым.

После окончания перестройки Главного Адмиралтейства по проекту архитектора А. Д. Захарова возник вопрос о реконструкции здания Сената.

Для разработки проекта нового здания был организован конкурс, в котором приняли участие видные архитекторы того времени К. И. Росси, В. П. Стасов, С. Л. Шустов, А. А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. А. Глинка. Лучшим из представленных на конкурс был признан проект К. И. Росси.



Закладка здания Сената состоялась 24 августа 1829 года. Строительство здания Синода на месте купленного в казну дома купчихи Кусовниковой началось на год позже. Надзор за строительными работами и разработка планов зданий были поручены архитектору А. Е. Штауберту.

В работах по отделке зданий Сената и Синода участвовали художники Б. Медичи, Ф. Рихтер, А. И. Соловьев, Д. А. Ширяев и др. Статуи на фасадах исполнили скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, П. В. Свинцов и Н. А. Устинов. В 1834 году работы были закончены.



Поставленная перед строителями задача — «придать зданию Сената характер, соответствующий огромности площади», — была решена с большим мастерством и верным чувством масштаба.

Значительная протяженность здания заставила Росси довести его высоту до 8,5 саженей. Здание Адмиралтейства ниже здания Сената на одну сажень (на 2,1 метра). Центром композиции фасада, оформляющего грандиозную площадь, является эффектная арка, переброшенная над Галерной улицей. В её оформлении Росси использовал один из ранее созданных им, но не осуществленных вариантов арки Главного штаба. Этот вариант переработан с учетом значительно меньшей ширины проезда, но триумфальный, торжественный характер всей композиции в целом полностью сохранен.



Введя в центральную часть фасада мотив сильных выступов, обработанных парами колонн, раскреповав антаблемент над ними и широко использовав скульптуру — свободно стоящие фигуры гениев, лепной фриз в аттике и венчающую аттик группу «Правосудие и Благочестие», — Росси придал арке черты почти барочной пышности и богатства.

Входы в здания Сената и Синода, тождественные по архитектурной обработке и расположенные симметрично относительно центральной оси фасада, отмечен красивыми гранитными лестницами, пандусами и неглубокими восьмиколонными лоджиями, которые значительно обогащают композицию и создают интенсивну игру света и тени на фасаде.



Закругленный угол здания Сената обработан колоннадой из восьми свободно стоящих колонн, поставленных на стену первого этажа, играющего роль цоколя. Изогнутая по дуге монументальная колоннада, увенчанная ступенчатым аттиком, играет особенно важную роль при обозрении здания с Невы и набережных.



Из интерьеров здания интересны лестницы, сохранившие лепные карнизы и роспись, большой двусветный зал, перекрытый полуциркульным сводом с росписью, и помещение бывшей церкви. Крестообразное в плане, оно украшено шестью колоннами композитного ордера. Центральное помещение перекрыто куполом на парусах. Роспись и лепные карнизы сохранились и в некоторых других помещениях.

Постройка зданий Сената и Синода завершила оформление центра города — ансамбля Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей — одного из высших достижений русского и мирового градостроительства.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх