Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Михаил Земцов

Дворцовые комплексы Петергофа и Стрельны. Н. Микетти

31.01.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Внезапный вызов Земцова в Петербург, очевидно, был связан со смертью в 1719 году трех видных архитекторов: Ж.-Б.-А. Леблона, Г. Маттарнови и Г. И. Устинова-отца. Наиболее ответственные постройки, и в частности дворцовые комплексы Петергофа и Стрельны, теперь были переданы Н. Микетти. Вел он и строительство дворца для Екатерины в Ревеле (ныне Кадриорг в Таллинне) и некоторых других зданий. Микетти оказался в весьма сложном положении. Он всего год прожил в России и плохо еще понимал русскую речь. Естественно, что ему хотелось иметь не только надежного помощника, но и переводчика. Так началась совместная работа Земцова с другим опытным архитектором, которая продолжалась около трех лет.

Микетти обладал тонким художественным вкусом, был человеком одаренным. Хранящиеся в Государственном Эрмитаже чертежи, искусно выполненные им, свидетельствуют, что Микетти — прекрасный график.

Строительный сезон 1720 года показал, что теперь Микетти не мог надолго отлучаться из Петербурга. Вместо него для наблюдения за строительством Екатеринентальского дворца надо было послать в Ревель другого архитектора. В Петербурге находилось много «архитектурии учеников», тем не менее выбор пал на Земцова. Вероятно, за год совместной работы Микетти не мог не заметить преимуществ способного и исполнительного Земцова.

Сохранилась любопытная характеристика, данная Микетти молодому зодчему. «Я, нижеподписавшийся,— сообщал Микетти,— имел ексаменовать как в чертежах, так и в практике надлежаще именем Михаила Земцова, и я обрел его по убукновенна и достойна в практике архитектурной, и того ради позволяется ему ехать управлять работою... дому... которой строится в Ревели». Этот документ свидетельствует в равной мере о хорошей подготовке Земцова в области архитектуры и о том, что Микетти за три года пребывания в Петербурге весьма слабо усвоил русскую речь.

Только после такого лестного отзыва Земцова перевели из учеников в подмастерья, или, как тогда чаще их называли, в «архитектурии гезели». Теперь он был уравнен в жалованье с Иваном Устиновым и так же, как тот, стал получать по 180 рублей в год. Конечно, после 120 рублей годового жалованья «архитектурии ученика» этот оклад был больше, но каким ничтожно малым он был в сравнении с окладами мастеров-иностранцев! Даже самые посредственные из них получали значительно большее вознаграждение.

По книге М. В. Иогансен

«МИХАИЛ ЗЕМЦОВ»

Санкт-Петербург, 2014

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх