Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Окончательный вариант проекта Казанского собора

07.06.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Замысел наружной колоннады Казанского собора постепенно созревал в воображении зодчего. Столь своеобразная композиция не могла родиться вдруг. Окончательному решению предшествовало, вероятно, немало эскизов, набросков, планов. Их мы, однако, не знаем. Но сохранились два чертежа — набросок перспективы и план собора, которые Г. Г. Гримм датирует 1800 годом и относит к варианту проекта, утвержденному Павлом I.

На перспективном рисунке здание собора предстает перед нами почти таким же, как и в натуре. В центре всей композиции— стройный шестиколонный портик, перекрытый треугольным фронтоном. Над портиком возвышается купол на цилиндрическом барабане, прорезанном прямоугольными окнами. Наружные колоннады, плавно изгибаясь, образуют перед зданием небольшую полукруглую площадь. «Разбег» колоннад «останавливается» их боковыми массивными портиками, решенными как сквозные проезды. На площади поставлен обелиск. У оснований колонн боковых портиков — скульптуры, поднятые на кубические пьедесталы.

Итак, поиски завершены. Решение зафиксировано на бумаге. Композиция создана — но является ли она репликой, вариацией колоннады собора святого Петра? Сравним эти два произведения архитектуры.

Карта Санкт-Петербурга

Там, в Риме, огромная по протяженности колоннада формирует перед западным фасадом храма две площади — одну, трапециевидную в плане, примыкающую непосредственно к зданию, а другую, эллиптическую, в отдалении от него. Крылья колоннады почти замыкают эту вторую площадь, оставляя в середине лишь относительно неширокий проход. Высота колонн значительно меньше высоты стен главного корпуса собора. Поэтому собор и колоннада существуют как бы отдельно друг от друга, между ними нет масштабной связи.

Воронихин поступает по-другому. Прежде всего он располагает наружную колоннаду со стороны северного фасада собора. Это противоречит канонам церкви, но зато отвечает сущности градостроительной задачи. Во-вторых, он не замыкает колоннами пространство, прилегающее к зданию, а широко раскрывает его навстречу улице, городу. В-третьих, он не расчленяет это пространство, а строит его цельным, слитным, цементируя таким образом всю композицию. И, наконец, в-четвертых, он органически связывает колоннаду и само здание единым масштабом и ритмом. В результате в композиции Воронихина остается только один формальный момент общий для Казанского собора и собора святого Петра это сам факт существования наружной колоннады. Все же остальное — от целого до деталей — совершенно самостоятельно и ново.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Другие записи с тегом А. Воронихин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх