Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Переходные мастера. Луиджи Руска

22.08.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Кавалергардские казармы

Кавалергардские казармы

Крупнейшим переходным мастером этой эпохи был, вне всякого сомнения, Луиджи, или, как его чаще звали, Алоизий Иванович, Руска (род. в 1758 году в Аньо, в Тессинском кантоне, ум. в Валенце в 1822 году) (Nagler. Neues allgemeines Kunstler-lexicon. т. 15)
Отец его, каменных дел мастер Джероннмо Джованнн Руска, был выписан И. И. Бецким в 1767 году из Лугано для сооружения памятника Петру Великому и Исаакиевского собора. Куда он посылал своего сына обучаться архитектуре, мы не знаем, но в 1790-х годах Алонзий Руска является уже видным архитектором в Петербурге. В 1810 году он издал в двух томах собрание своих проектов с итальянским и французским текстом. Кроме того, в библиотеке Академии художеств есть два альбома его проектов, большинство которых попало в это издание, и один альбом хранится в библиотеке Института инженеров путей сообщения).

После Старова, Камерона и Кваренги он был самым известным екатерининским зодчим и очень много строил как в Петербурге, так и в провинции. Первой постройкой Руска в Петербурге была, по-видимому, Обуховская больница, выстроенная в 1782—1784 годах. Чертежи ее хранятся в альбоме Руска, находящемся в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Архитектура эта ближе всего к типу кваренгиевских построек. Из многочисленных частных домов, построенных им в Петербурге, сохранились только Дом иезуитов на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы и дом Мятлева, ныне графов Бобринских, у Храповицкого моста. Оба они выстроены, вероятно, в 1790-х годах и должны быть отнесены еще всецело к екатерининскому классицизму, и только внутреннее убранство последнего дома, если он не был перестроен при Александре I, говорит о полной перемене вкусов (Проекты обоих зданий изданы в увраже Руска. Кроме домов иезуитов и Мятлева Руска выстроил, как видно из его проектов, еще дома гр. Головина, Ильина, Эберлинга, гр. Литта на Дворцовой площади, гр. Румянцева и его же дачу. В 1799—1804 годах он перестроил здание Конюшенного двора, построенное позже вновь Стасовым (Московский отд. Общ. архива Мин. двора, оп. 362, № 147).

В 1801 — 1803 годах Руска перестраивал, как мы видели выше, Таврический дворец, в который внес много своего личного вкуса. Всецело ему принадлежит здесь декорация театра, недавно уничтоженного (Александр очень ценил изящное дарование Руска и после окончания работ в Таврическом дворце поручил ему возобновление Стрельнинского дворца, который в 1803 году был отделан им заново. В 1809-м он соорудил в Царском Селе великолепную Гранитную террасу и составил ряд проектов новых дворцовых сооружений, которые не были осуществлены). Построенные им в 1803—1806 годах казармы и манеж Кавалергардского полка одинаково близки как к екатерининскому классицизму, так и к александровскому, а церковь Всех Скорбящих, которую он выстроил в 1818 году, принадлежит явно александровскому стилю (Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей. Соч. Павла Свиньина, кн. 4. Спб., 1821, с. 184)

Кроме Кавалергардских казарм Руска перестроил в 1805—1806 годах Измайловские и соорудил вновь казармы Белозерского полка на Карповке. Они были позже значительно испорчены, но общий характер их еще цел. Нет только чудесной полковой церкви-ротонды, стоявшей отдельно на мысу, образуемом Карповкой и Большой Невкой, между двумя казарменными корпусами. Мы не можем сказать, была ли она выстроена или постройка ее только предполагалась. Так же точно мы не могли выяснить, было ли выстроено прелестное здание госпиталя Измайловских казарм, изданное в увраже Руска, или и оно осталось только в проекте). Не обладая яркой индивидуальностью Камерона или Кваренги, Руска был все же большим мастером, наделенным изысканным вкусом и имевшим свою физиономию. Но мы не сомневаемся, что художественное лицо этого мастера окажется гораздо значительнее, когда удастся отыскать все его многочисленные постройки в провинции, все эти очаровательные церковки, особняки и беседки, которые он выстроил на юге для князя Кочубея, графа Румянцева, Трощинского и других вельмож. Его оригинальные проекты исполнены все с волшебным мастерством. Не получая уже при дворе значительных построек, он в 1818 году вышел в отставку и покинул Россию.

И. Грабарь

Теги:

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх