Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Андрей Воронихин

Первоначальный замысел Воронихина

06.12.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В 1810—1811 годах, уже завершая постройку собора, Воронихин решил развить свой первоначальный замысел.

Композицию собора архитектор предполагал завершить возведением второй наружной колоннады перед южным фасадом. Согласно плану Воронихина, крылья обеих колоннад с западной стороны должны были соединиться еще одним рядом колонн, частью которого становились и колонны портика западного входа. Перед главным входом в храм возникала полукруглая площадь, окруженная решеткой художественной работы. В варианте с двумя колоннадами все три площади, образовавшиеся перед зданием, композиционно цепко увязывались друг с другом; получали «опоры» и оба конца решетки» которые предполагалось соединить непосредственно с боковыми портиками колоннад при помощи триумфальных арок.

Если бы новый план Воронихина получил осуществление в натуре, центр города обогатился бы сооружением, всю парадную монументальность которого сейчас можно представить себе только приблизительно». Но план осуществлен не был. Смерть графа Строганова, последовавшая спустя несколько дней после освящения собора, начавшаяся вскоре война с наполеоновской Францией, а затем и кончина самого Воронихина 21 февраля 1814 года – всё это воспрепятствовало продолжению строительства. Однако стоит ли сожалеть о том, что план 1811 года остался на бумаге? В какой-то мере, конечно, да. Ведь Петербург в результате лишился ансамбля, который, будь он построен, по своим масштабам нисколько не уступил бы прославленным, существующим и сейчас ансамблям Захарова, Томона и Росси.

И всё же каким это ни кажется парадоксальным на первый взгляд осуществление проекта 1811 года могло привести и к потерям. Архитектура Казанского собора

Утратила бы тогда очень важное качество — многоликость, многообразие. Заслоненное с трех сторон одинаковыми колоннадами, здание собора скрыло бы от нас

большинство из своих столь различных и так мастерски слитых в одном архитектурном организме черт.

Осуществленный проект, связывая новое здание с главной магистралью города, оправдывал асимметричность плана сооружения, закономерно обращенного к Невскому проспекту своим парадным фасадом. И наоборот: вариант 1811 года уходил от органичного планировочного решения к условной схеме. Получая симметричное построение, здание собора оказывалось безразличным к планировке окружающей его городской территории.

По книге В. Г. Лисовского «Андрей Воронихин»

Санкт-Петербург

Другие записи с тегом А. Воронихин

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх