Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Николай Львов

Он строил «церковь во вкусе древних Пестомских храмов»...

21.02.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

Строгий, почти лишенный украшений собор, компактный по объему, увенчанный пологим куполом с резко выступающим вперед дорическим шестиколонным портиком, — характерный образец классицизма. Но для 1780 года это было новым словом в русской архитектуре. В суровом лаконизме форм нет и намека на перепевы античных тем, идущие от архитектуры эпохи Возрождения. Львов черпал вдохновение прямо из первоисточника. И делал это совершенно сознательно.

Он строил «церковь во вкусе древних Пестомских храмов»... Дорические колонны портиков Могилевского собора не имеют баз, «коих при сем ордене, — пишет сам зодчий под изображением одного из фасадов, — никогда не употреблялось в лутчее время греческой архитектуры, как то свидетельствуют все остатки Афинских, так же и Пестомских храмов». Прямое обращение к первоисточнику — к строгой классике Древней Греции VI—V веков до н. э. станет характерным для русских архитекторов лишь более четверти века спустя, в начале XIX столетия.

На этом плодотворном пути Львов их опередил, явился их предтечей. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, здание было по-настоящему монументальным благодаря удачно найденным пропорциям и отсутствию дробящих внимание декоративных деталей. Своеобразно было решено внутреннее пространство: из полутемного входа и центральной части, оформленной стройными ионическими колоннами, взгляд входившего устремлялся к ярко освещенному верхним светом алтарному возвышению и окнам в восточной стене.

Фото Санкт-Петербурга

На этом возвышении стояла нарядная «сень» — ротонда из колонн коринфского стиля. Так был оформлен алтарь. Автор сумел найти тактичный, постепенный переход от строгого и скромного фасада к нарядному и праздничному интерьеру. Значительную роль в решении этой задачи играло освещение здания, и в частности верхний свет, словно льющийся из купола.

Взглянем на старинный чертеж. Низкий тяжеловатый купол покоится на барабане, прорезанном двенадцатью круглыми окнами. Но изнутри купол совсем не кажется тяжелым. Гармоничной полусферой взмывает он над головами стоящих в храме, пропуская ровный, рассеянный свет внутрь церкви.

Секрет эффекта заключается в том, что Львов использовал здесь своеобразную конструкцию двойного купола с таким расчетом, что сквозь проемы внутреннего свода можно было видеть лишь роспись на своде наружном, в то время как непосредственные источники света — окна — оказывались скрытыми от глаз. Сам автор, рассказывая о характере освещения интерьера, в подписи под чертежом поясняет назначение этой конструкции следующим образом: «...по причине климата не можно было сделать по примеру Пантеона открытый свод, придающий зданию отменное величество, сие принудило сделать два свода, из коих первый, имеющий в середине отверстие и двенадцать сквозных нишей, открывает другой свод, на котором написанные в облаках небесная слава и двенадцать апостолов, освещенные ярким светом посредством двенадцати невидимых изнутри окон, изображают открытое небо, чрез которое, однако, ни дождь, ни снег идти не могут».

По книге Н. Н. Никулиной

«Николай Львов»

Другие записи с тегом Н. Львов

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх