Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Луиджи Руска

В Стрельнинском дворце

28.10.2015 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

В декабре 1803 года в Стрельнинском дворце, принадлежавшем тогда Великому князю Константину Павловичу, произошел пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку. В январе 1804 года Руска было поручено восстановить дворец. Поскольку после пожара все же сохранились стены, зодчий оставляет прежними объемно-пространственную композицию здания, его внутреннюю планировку, а также отделку фасадов. По поводу отделки фасадов, по-видимому, решение пришло не сразу. В одном из предварительных вариантов фасады предполагалось кардинально изменить и придать им сугубо классицистическую трактовку.

Созданная заново художественная отделка интерьеров была сосредоточена, как и в предварительном варианте, в двух парадных залах: Длинной (Большой) галерее и Большой гостиной. Это два самые большие зала дворца, проходящие по высоте второго и третьего этажей, имеющие двухсветное освещение.

Большая гостиная располагается в центре дворца и имеет прямоугольный, близкий к квадрату план. Компактность ее объема подчеркивается характером художественной отделки. Основной мотив — попарно сближенные полуколонны ионического ордера, создают определенный ритм вертикальных членений, объединяя интерьер.

ilovepetersburg.ru

В оформлении зала использована пластика: рельефные тематические композиции над окнами и квадратные маски над зеркалами. Плоский подвесной потолок с зеркальным сводом, разделенный четкой сеткой кессонированных плоскостей, с одной стороны, подчеркивает членения стен зала, с другой — как бы увеличивает его высоту, создавая иллюзию цилиндрического свода.

Иные принципы положены в основу оформления интерьера Длинной галереи, отделенной от гостиной узким коридором. Карниз с орнаментальным рельефным фризом делит этот двусветный зал на две части. Высокие падуги зеркального свода расписаны живописью с изображением фигур, воинских доспехов, масок и обилием орнаментальных мотивов. Художественный образ этого помещения строится на контрасте обработки торцевых и продольных стен. Продольные стены представляют собой ритмично чередующиеся оконные проемы и зеркала. Такое решение создает иллюзию дематериализации стены, усиливая связь помещения с прилегающим парком. В то же время торцевые стены имеют более сложную композицию с четко выраженной осью симметрии, подчеркнутой дверями. В оформлении этой стены использованы различные архитектурно-скульптурные композиции: рельефные панно, орнаментальные и тематические, скульптурные бюсты, малый ордер, карниз и сложно профилированные наличники в оформлении дверей.

Следует заметить, что гостиная и галерея одинаковой высоты, хотя и не имеют общих горизонтальных членений. Эта деталь еще более усиливает их обособленность и противоположность образных решений. Все остальные жилые и вспомогательные помещения не имели особой художественной отделки.

Для оформления интерьеров Стрельнинского дворца из Михайловского замка были вывезены мраморные камни, дубовые двери. Столярным мастером X. Мейером по чертежам Руска были сделаны новые паркеты. Живописные работы исполнялись художниками Ф. А. Щербаковым и Дж. Феррари. По рисункам Руска была заказана новая мебель красного дерева. Восстановление дворца было выполнено в короткий срок: к лету 1804 года он был готов.

По книге Л. Б. Александровой «Луиджи Руска»

Другие записи с тегом Л. Руска

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх