Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Василий Петрович Стасов. Возвращение в Петербург

08.07.2011 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев
Здание Конюшенной церкви

Здание Конюшенной церкви

В 1807 году он принят профессором в Римскую академию св. Луки, а в 1808-м возвращается в Россию и едет в Петербург, где определяется в ведомство Кабинета.

Первая его петербургская работа — Царскосельский лицей (окончен в 1811 году). В 1815-м он член комиссии по перестройке частных домов в Петергофе и Ораниенбауме. В 1816 году ему поручаются по Высочайшему повелению все дворцовые строения Царского Села и перестройка придворных конюшен и казарм Павловского полка. Здесь мы видим в Стасове уже совершенно зрелого мастера, убежденного классика и эллиниста. Около этого же времени любимец Александра Аракчеев поручает ему постройки в своем знаменитом селе Грузине Новгородской губернии. Стасов создает здесь чудесную, выдержанную в суровых и мощных формах колокольню и две башни у пристани. Тем же мужеством тяжелой дорики веет от триумфальных ворот, построенных Стасовым в Петербурге. Прямо из земли растут группы тяжелых дорических колонн. Благодаря необыкновенной угаданности пропорций это небольшое, совсем невысокое строение производит впечатление мощи и силы.

Из многочисленных мелких работ Стасова, исполненных им в это время в Царском Селе, надо указать на ворота «Любезным моим сослуживцам» 1817 года, оранжерею (1820— 1821), отделку кабинета, проходной комнаты и приемной Александра I в Большом дворце, а также отделку апартаментов императрицы Марии Феодоровны (1824). Кроме того, им выстроен там еще целый ряд частных домов.

В Петербурге он построил или, вернее, перестроил в 1817 году старое здание Конюшенного двора. Центральная часть его, где помещается церковь, построенная ранее архитектором Руска, несколько его связала, чем и объясняется то, что колонны имеют ионические капители, почти вовсе не встречающиеся у Стасова в его работах за александровский период. Однако он сильно изменил здание Руска, заменив высокие купола плоскими, убрав по одной колонне с бывшего ранее шестиколонного портика, чтобы придать тяжести и тем приблизиться к излюбленной им дорике («Все здание конюшенного двора, равно как и церковь получили новую фасаду по проекту г. Академика Архитектуры Стасова, который давно уже известен многими весьма хорошими произведениями»; «г. Стасов почитается одним из лучших наших зодчих» (Григорович И. Жив. Изв. искусств, 1823, № 1). На полукруглом завороте длинного фасада конюшен Стасов, уже не связанный, опять дает мощную дорическую колоннаду.

Одновременно с конюшнями в 1817 году Стасов занят перестройкой здания Павловских казарм (бывшего ломбарда). Здание это было также трехэтажное, как и теперь (Вид фасада на Миллионную сохранился на гравюре, находящейся в собрании князя В. Н. Аргутинского-Долгорукого).
Приступая к перестройке, Стасов прежде всего заменяет коринфские капители дорическими колоннами и дорическим, с крупными триглифами, карнизом. Первый этаж архитектор оставил, по-видимому, старый, и он со своими пролетами является чужим в композиции. Зато Стасов удвоил свои силы, перекрывая двенадцатиколонный портик богатым аттиком — прием, очень редкий при Екатерине и чрезвычайно типичный для александровского классицизма. Это попытка найти взамен классического фронтона новое решение перекрытия в строгих прямых горизонтальных линиях.

Стасов умело соединяет здесь эту строгость прямых линий с роскошью скульптуры. Вообще же Стасов был очень скуп на орнаменты, и обыкновенно стена оставалась у него гладкою; так, на длиннейшем фасаде спроектированных им и построенных в Екатеринославе присутственных мест мы находим лишь две скульптурные группы. Только в тех случаях, когда зданию нужно было придавать особенно затейливый вид, Стасов решался на скульптурные фризы, и то старался их возможно более сливать с архитектурой.. Так он сделал на даче графини Миних, построенной на Каменном острове и теперь уже не существующей : он украшает скульптурою фризы под кессонами больших ниш, а в проекте Кофейного домика для Адмиралтейского сквера делает скульптурный фриз на аттике.

И. Грабарь

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх