Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках

Старов. История создания Таврического дворца

08.02.2012 раздел: Архитектура Санкт-Петербурга 0 комментариев

К тому же времени относится возникновение вдохновеннейшего создания Старова — Таврического дворца. Место, где сейчас стоит дворец, принадлежало в 1770-х годах Потемкину, тогда еще графу, построившему здесь себе небольшой дом со службами. В 1783 году, когда он был вдали от Петербурга, императрица задумала выстроить ему взамен этого домика большой пышный дом — целый дворец, постройку которого поручила Старову. К 1788 году здание было готово, и, когда в начале следующего года Потемкин приехал в Петербург, императрица подарила ему этот Конногвардейский дом, как он назывался тогда от находившихся по соседству казарм этого полка. В 1790 году Потемкин продал его в казну за четыреста пятьдесят тысяч рублей, а когда через год снова вернулся в Петербург и зашла речь о приобретении для него нового дома, он выпросил себе у государыни опять же свой старый дворец, прозванный впоследствии в честь героя Тавриды — Таврическим. После смерти Потемкина он снова поступил в казну.

Главный вход в Таврический дворец

Екатерина многое переделала во дворце, ибо очень любила его и часто здесь живала. Последнего было достаточно, чтобы его возненавидел император Павел, как известно, не выносивший ни одной из затей своей матери и не останавливавшийся перед явным глумлением над ними. Тотчас же по вступлении на престол он превратил в казармы московский Екатерининский дворец и петербургский Таврический. За те несколько лет, в течение которых стояли среди его сказочного великолепия лошади конногвардейского полка, дворец пришел в полное запустение. Полы сгнили, все украшения, которых не смогли унести в Михайловский замок, обратились в труху, и нетрудно вообразить, что представляли собой в те печальные дни его могучие колонны, в искусственный мрамор которых были забиты бревна для стойл.

Когда Александру I вздумалось выгнать отсюда лошадей и возобновить дворец для жилья, это оказалось чрезвычайно трудным, и особенно много усилий пришлось потратить на уничтожение здесь сырости. Архитектор Руска отстроил его заново, и в таком виде он сохранился до недавней его переделки для помещения Государственной думы.
Уже из этой краткой истории здания ясно, что дворец не дошел до нас в своем первоначальном виде. Снаружи он едва ли очень изменился, по крайней мере, около 1795 года он имел совершенно такой же вид, как и теперь, как это видно на эрмитажной картине Патерсена. Он только производил неизмеримо более торжественное и дворцовое впечатление благодаря тому, что стоял на берегу Невы, от которой отделялся только круглым водоемом и цветниками. Вид на Неву с ее прекрасной гранитной пристанью не заслонялся тогда уродливыми фабричными корпусами и водокачками, вконец погубившими весь архитектурный замысел Старова.

Флигеля пристроены или, вернее, расширены и перестроены в 1792—1794 годах архитектором Федором Волковым, которому высочайшим указом 1792 года было велено приступить к различным перестройкам. Но все переделки касались почти исключительно внутренних помещений. В 1793 году Волков построил небольшой театр в левом крыле, увеличенный почти вдвое за счет соседнего помещения и совершенно перестроенный Руска, как это видно на его плане дворца.

И. Грабарь

Таврический дворец на карте Петербурга

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XIX век XVIII век XX век А. Брюллов А. Вист А. Воронихин А. Захаров А. И. Гоген А. Кавос А. Квасов А. Михайлов А. Михайлов 2-ой А. Оль А. П. Брюллов А. Ринальди А. Шлютер А. Штакеншнейдер А. Щедрин А. Щусев А.  Кракау Английская набережная ансамбль Александро-Невской лавры ансамбль площади Искусств ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли барокко Большая Дворянская улица Большая Морская улица В. Баженов В. Беретти В. Бренна В. Гесте В. Демут-Малиновский В. Свиньин В. Стасов В. Шене Васильевский остров вокзалы Выборгская сторона Г. А. Боссе Г. Маттарнови Гагаринская улица Галерная улица Гатчина Гороховая улица готика Д. Буш Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини Д. Феррари Д. Фонтана дачи Дворцовая набережная дворцы дома доходный дом древнерусское зодчество Е. Соколов Елагин остров Ж.-Б. Валлен-Деламот жилой дом Золотой треугольник И. Коробов И. Лукини И. Старов И. Теребенев Исаакиевская площадь К. Растрелли К. Росси К. Тон Казанская улица Казанский собор казармы Каменноостровский проспект канал Грибоедова католицизм кладбища классицизм Коломна Конногвардейский бульвар конюшни Кронверкский проспект культовые сооружения Л. Бенуа Л. Бонштедт Л. Кленце Л. Руска Л. Шарлемань Летний сад Лидваль линии ВО Литейная часть Литейная часть и Пески Литейный проспект М. Земцов М. Лялевич М. Месмахер М. Овсянников М. Перетяткович М. Расторгуев манеж Марсово поле мечеть Миллионная улица Михайловский замок модерн Мойка монументальные сооружения Московский проспект мосты мосты через канал Грибоедова мосты через Мойку мосты через Фонтанку Н. Бенуа Н. Ефимов Н. Львов Н. Микетти набережная Кутузова набережная Лейтенанта Шмидта набережная Макарова набережная Мойки набережные Нева Невский проспект неоклассицизм О. Монферран обелиск общественные здания ограды и решетки оранжерея особняк особняки острова П. Клодт палладианство памятники петровское барокко Петроградская сторона Петропавловская крепость площадь Искусств Почтамтская улица протестанство Р. Мельцер Р.  Желязевич ренессанс реформаторская церковь рынки С. Пименов С. Чевакинский Садовая улица Сенная пл. скверы сады и парки Смольный монастырь соборы Средний проспект ВО стрелка Васильевского острова театры Тома де Томон улица Марата улица Чайковского Университетская набережная усадьба усадьбы Ф. Демерцов Ф. Лидваль Ф. Шедрин Фонтанка фонтаны Фурштадская улица Царское село центр Петербурга церкви Э. Фальконе эклектика эллинизм Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх