Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

«...всю гору сделать не более из пяти штук, которые потомуж немалой величины состоять будут»

18.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Сохранившийся набросок пером на обороте одного из документов Конторы строений позволяет судить о том, как должна была выглядеть скала, составленная из двенадцати камней. Почти квадратная в своей основе, она представляла собой усеченную пирамиду, на верхней площадке которой и предполагалось установить всадника. В таком виде памятник не отличался бы от многих монументов, где пьедестал был лишь подножием для статуи героя, возносил его над людской толпой. В этом варианте скала не имела той силы выразительности, не помогала раскрыть все неповторимое своеобразие замысла скульптора. Она, в сущности, и не была «дикой скалой», о чем мечтал Фальконе. Интенсивная эскизная работа, однако, вносила серьезные коррективы — вместе со всадником совершенствовалось и представление о скале. Фальконе пришел к выводу о необходимости цельной скалы, которая наиболее полно будет выражать образное содержание монумента.

По мнению Бецкого, это сильно удорожило бы стоимость работ. Кроме того, Бецкой сомневался в целесообразности новой «затеи» художника, рассматривая ее как очередной каприз. Подобный камень, по его словам, «сыскать безнадежно, а хотя б и сыскался, по великой тягости, паче в провозе через моря или реки и другие великие затруднения последовать могут. Того для, вместо оного положено по крайней мере всю гору сделать не более из пяти штук, которые потомуж немалой величины состоять будут». Таково было решение Конторы строений, принятое, очевидно, уже с согласия самого Фальконе. Если нельзя найти монолит, следует прибегнуть к полумере — шесть крупных камней все же лучше множества. Собранные вместе, они позволят придать пьедесталу подобие дикой скалы, о которой мечтал художник.

Это решение Конторы состоялось 5 мая 1767 года. Вскоре Бецкой переходит к его осуществлению. 25 июня он снаряжает экспедицию в составе поручика Егора Буссова и «каменного дела мастера» Андрея Пилюгина, которым поручалось трудиться «в обыскании в санктпетербургской, выборгской, новгородской, близь Ладожского канала и озера, губерниях для постановления блаженныя и вечны я славы достойной памяти государя императора Петра Великого монумента в гору шести великих камней по приложенным при указе реестру и чертежу...» Существовал чертеж пьедестала и перечень камней с указанием их размеров. Этот перечень сохранился, он позволяет представить замысел авторов проекта.

Первоначально была исполнена деревянная модель будущего пьедестала в одну восьмую натуральной величины, по которой и установили размеры требующихся шести камней. По этому проекту наибольший из камней значился под № 4 и должен был иметь 4 сажени и 2 аршина в длину, 1 сажень и 2 аршина в ширину, 2 сажени в толщину. Остальные камни предполагались меньшего размера, однако не менее трех-четырех саженей в длину каждый.

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх