Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Адмиралтейство

Архитектурное решение Адмиралтейства

23.01.2011 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Старую коробовскую башню Захаров решил оставить, но увеличить в объеме ярусы башни до шпиля возведением новых стен. Положение церкви при этом сохранялось. Пропорционально размерам башни увеличивались въездные ворота, и по их сторонам устраивались внутренние лестницы, «ведущие в общий внутренний коридор, в арсеналы для хранения адмиралтейских сокровищ, моделей и редкостей». Помещения по сторонам башни предназначались для гауптвахты, а те, что за ними, — под кладовые. Одну половину здания от башни в сторону Зимнего дворца должен был занять Адмиралтейский департамент «с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями», а другую — Адмиралтейств-коллегия «с прочими ее отделениями». Поэтому в соответствии с двумя мощными выступами — ризалитами — со стороны главного фасада Захаров предложил устроить парадные лестницы.

Со стороны реки Невы корпуса корабельных сараев объединялись с главным зданием двумя перекинутыми через внутренний канал арочными переходами, оформленными в виде павильонов.
В таком виде административное здание Адмиралтейства и производственные корпуса должны были восприниматься единым и неделимым целым. Эту же цель Захаров преследовал при архитектурном решении фасадов. Еще более выделив монументальным объемом центральную башню, архитектор окружил ее верхний ярус торжественной колоннадой. Увеличив по высоте протяженные боковые крылья, Захаров разбил их ризалитами — по три с каждой стороны.

Двум монументальным двенадцатиколонным портикам, увенчанным фронтонами, он подчинил симметрично расположенные шестиколонные. Угловые из них переходят в шестиколонные портики боковых фасадов. На боковых фасадах повторяются аналогичные трехчастные композиции. В свою очередь, ближайшие к Неве шестиколонные портики находят продолжение в колоннадах павильонов. И здесь, так же как на главном и боковых фасадах, художественный образ строится на контрастном противопоставлении объемно решенных колоннад, дающих богатую игру светотеней на фасадах, и гладких плоскостей, прорезанных в данном случае арочными проемами. Обширные плоскости фасадов к тому же давали Захарову, возможность украсить их монументально-декоративной скульптурой, связав ее с глубоким идейным соде знанием архитектурного образа.

Такими композиционными и архитектурно-художественными приемами производственное в своей основе малопривлекательное здание по гениальному замыслу Захарова превращалось в необычайно выразительный величественный памятник новой градостроительной эпохи.

Здание Адмиралтейства свидетельствует о том, что архитектор был непревзойденным мастером в искусстве разработки сильно развитых объемно-пространственных композиций, при использовании минимально возможных строго отобранных и несложных архитектурных приемов. Последнее явилось следствием прекрасно усвоенных Захаровым уроков французской школы и благотворного влияния творчества Леду, всегда оперировавшего простейшими геометрическими объемами. Но если Леду в своих архитектурных фантазиях часто шел вразрез с установившимися традициями, то Захаров всегда был значительно строже и последовательнее в поисках новых изобразительных средств и приемов. На основе передовых идей французских архитекторов он развивал традиции русского классицизма XVIII века — с его канонизацией ордерной системы.

Создавая новый архитектурный образ Адмиралтейства, Захаров применил три основные формы: близкий к кубическому, прорезанный аркой объем (нижний ярус башни, павильоны), портик и стена с оконными проемами. Чтобы добиться многоликости своей архитектуры и исключить однообразие, архитектор комбинирует несколько вариантов этих форм, варьируя одновременно детали. Однако все у него подчиняется единой ордерной системе в ее классическом варианте, что было свойственно архитектуре строгого классицизма, без свободной интерпретации ордера, как у современных ему французских архитекторов. Благодаря этому здание Адмиралтейства воспринимается как единое архитектурное целое, несмотря на многочисленные членения фасадов и внушительные размеры.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх