Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Финализация работ по Медному всаднику. Фельтен

15.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Окруженный атмосферой недоверия со стороны официальных кругов, в состоянии крайнего нервного напряжения Фальконе к 1778 году, в сущности, завершил свою работу над монументом. С огромными трудностями, в два приема была закончена отливка памятника, сведены воедино его части, начата чеканка, готов пьедестал. (В своем описании путешествия по России, опубликованном в Лейпциге в 1780 году, Иоганн Бернулли уже упоминает «замечательное бронзовое изображение императора Петра Великого» работы Фальконе).

Оставались окончание чеканки, наведение последнего глянца, укрепление группы на пьедестале, торжественное открытие монумента. Этого стоило бы дождаться — чересчур много лет и сил было отдано его детищу. Фальконе мог ожидать почестей, к которым, впрочем, никогда не стремился, вознаграждения, о котором, однако, вряд ли могла идти речь, если его уже открыто упрекали в злоупотреблении деньгами. Последнее было особенно обидно. Фальконе приходилось доказывать свою бескорыстность. Для гордого и горячего по натуре человека это было непереносимо. Надо было уезжать на родину, и Фальконе это сделал. «Стечение различных обстоятельств... — писал Бакмейстер, — сделало ему дальнейшее его в Петербурге пребывание неприятным, несмотря на всякое уважение, которое заслуживало его художество и ученость. Отъезд его отдан был на его волю...». Перед своим отъездом Фальконе специальным письмом попрощался с профессорами Академии художеств, уважение к которым он постоянно испытывал.

О том, в каком состоянии была оставлена работа Фальконе, можно судить по доношению Фельтена в Контору строений, в котором архитектор требовал вознаграждения за руководство работами после отъезда скульптора из России. При этом надо еще учитывать, что Фельтен, очевидно, говоря о незавершенном состоянии монумента к тому времени, когда он принял бразды правления, по вполне понятным причинам, несколько преувеличивает.

Фельтен пишет о том, что скульптор успел «в меди отделкою окончить статую... оставя оную на том месте где была вылита, от приведения всего монумента к окончанию отказался и отсюда уехал». С целью придать большое значение сделанному им самим Фельтен здесь чрезмерно конспективен, походя, в двух строчках он говорит о работе Фальконе, хотя совершенно ясно, что «закончить статую отделкой в меди» и есть самое сложное, самое главное в работе скульптора.

Что же осталось невыполненным Фальконе, что выпало на долю самого Фельтена?

Об этом он, естественно, рассказывает пространно. Необходимо было: «1. Вырубить из большого камня с двумя приставками под ту статую пьедестал, представляющий дикую гору. 2. На оный перенеся статую, утвердить ее в пристойном положении. 3. С обеих сторон пьедестала укрепить надпись. Большой части змея сделать модель, вылить и на камне укрепить. 4. Вокруг монумента вымостить площадь из больших штук дикого камня и обвести оную решеткою с приличными украшениями». Это все, по словам Фельтена, пришлось делать ему самому в отсутствие Фальконе.

Доношение было подано 12 октября 1784 года, то есть спустя почти шесть лет после отъезда Фальконе. Архитектор просил заплатить ему такое же вознаграждение за труды, какое получал скульптор. Фальконе получал 175 рублей в месяц, Фельтену платили 75, м это показалось ему недостаточным, он требует: «.. .в воздаяние понесенных мною за Фальконета трудов, выдать мне из монументной суммы остающиеся в оной определенные для него и мне недоданные по сту рублей на месяц по самое открытие монумента 1782 года августа 7-го числа». Спор Фельтена с Конторой за размер вознаграждения позволяет уяснить некоторые подробности, связанные с ходом работы над монументом.

Прежде всего, Фельтен неточен в том, что касается пьедестала. По его словам выходит, что Фальконе уехал до обработал скалы до придания ей окончательной формы. Вместе с тем известно, что отделка пьедестала была почти закончена при нем. Не случайно же скульптора обвиняли в том, что он приказал излишне обрубить скалу. Под руководством Фельтена спереди и сзади скалы были лишь приставлены два камня, несколько удлинившие пьедестал и придавшие ему ту форму, которую он сохраняет по сей день.

А. Каганович

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх