Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Гром-камень. Критика проекта пьедестала

15.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Итак, Гром-камень лежал на площади. Казалось, все волнения были позади, невероятное свершилось и можно было только радоваться успеху. Тем не менее для Фальконе волнения, связанные с пьедесталом, еще только начинались.
Намерение художника обтесать камень по нарисованному им шаблону было встречено в штыки. Многим показалось, что в таком виде пропадает ощущение дикости скалы, величие ее размеров. Столь огромный камень, с таким трудом доставленный в Петербург, грозил превратиться в небольшой пьедестал для конной статуи. Это пугало, и споры не прекращались. Особенно много возражений мы встречаем в воспоминаниях иностранцев, в разное время посетивших Петербург. Так, например, против обработки камня высказался известный английский историк и путешественник Вильям Кокс.

Бернулли, автор известных записок о своем путешествии в Россию, также высказал огорчение по поводу пьедестала: «Он мне показался слишком правильным и слишком похожим на набросок лежащего животного или сфинкса, тогда как я представлял себе гораздо более крупный камень, как бы оторвавшийся от большой горы и оформленный дикой природой». Фортия де Пиль, увидев в 1790 году памятник Петру, остался неудовлетворенным: «Мы видим... гранитную глыбу, обтесанную, отполированную, наклон которой так невелик, что коню не нужно больших усилии, чтобы достичь ее вершины. Эффект этого пьедестала, столь нового образца, совершенно, не удался; чем больше его изучаешь, тем больше находишь его неудачным».

Французский дипломат Корберон писал: «Эта огромная скала, предназначенная служить пьедесталом для статуи Петра I, не должна была обтесываться; Фальконе, который нашел ее слишком большой для статуи, заставил ее уменьшить, и это вызвало неприятности». Наиболее резко звучат слова, сказанные К. Массоном: «Это небольшая скала, раздавленная большой лошадью». Правда, когда эти слова были произнесены, Фальконе уже не было в живых.

Критика была ожесточенной. Художника судили все, кому не лень, и это, естественно, не оставляло его равнодушным. Фальконе отбивался, как мог, а мог он это делать отлично. Он даже выпустил специальное издание в защиту своего замысла — «Entretien (Tun Voyager», брошюру, опубликованную в 1778 году.
В своей брошюре Фальконе утверждает, что все, кто имел отношение к работе, знали о его намерении сократить размеры скалы, «так как не делают статуи для постамента, а делают постамент для статуи». Возражения Фальконе были вполне обоснованны, он отвечал своим оппонентам не только со знанием дела, но и учитывая ту обстановку, которая сложилась.
Так или иначе, создание пьедестала принесло немало огорчений скульптору. Фальконе пришлось защищать «свой поступок перед всеми», — писал современник. Художник постоянно думал о монументе, о целостности впечатления, о том, чтобы скала не скрывала ног коня, чтобы скульптурная группа не потерялась, а сохранила главенствующую роль. Это не просто было доказать тем, кто не представлял себе замысла Фальконе в целом, а тем более тем, кто не хотел ничего слушать и не стремился понять скульптора.

А. Каганович

Связанные темы:

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх