Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Мордвинов

18.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Как уже говорилось, в это время русский флот был занят войной с Турцией. Военные действия охватили южные границы, Дунай Крым, Закавказье. Несмотря на наступление в 1769 году, военная кампания для турок окончилась неудачно, а в 1770-м русские войска полностью торжествовали на суше и море. Русские флотоводцы Г. А. Спиридов, С. К. Крейг и А. Г. Орлов руководили сложнейшими операциями. Через Балтийское и Северное моря, Атлантический океан, Гибралтар и Средиземное море русский флот достиг греческого архипелага, где провел ряд операций, завершившихся знаменитым Чесменским сражением, принесшим всемирную славу русским морякам.

«Слава господу богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 июня неприятельский военный Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, в небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во сем архипелаге нашей всемилостивейшей государыни господствущи»,— писал после чесменской победы Спиридов в Петербург. Сколько труда было потрачено Адмиралтейским ведомством на строительство, оснащение и ремонт кораблей, каких сил стоило одно лишь управление действующим флотом на таком значительном расстоянии от родины.

А ведь построили судно Корчебникова в это самое время победоносных морских сражений в архипелаге.
Такелажмейстер Матвей Михайлов и Григорий Корчебников постоянно находились при судне, на лахтинском берегу. Они участвовали во всем, что касалось перевозки камня водным путем. Главным же руководителем всех этих работ был назначен капитан-лейтенант Яков Лавров. (Не следует его путать с другим Яковом Лавровым, тоже капитан-лейтенантом, командиром ряда кораблей и участником многих кампаний, пропавшим без вести в 1782 году с яхтой «Миус»).

Моряк и строитель, великолепный организатор, Лавров пользовался большим уважением в Адмиралтейств-коллегий, которая поручала ему сложнейшие работы по строительству флота. Он был вызван для руководства перевозкой Гром-камня из казанской адмиралтейской конторы, где в 1769 году занимался подбором рабочих и заготовкой леса. Мордвинов хорошо понимал, что на такого человека, как Лавров, с его богатым опытом строителя и организатора работ, можно вполне положиться.

Нелегко приходилось семидесятилетнему адмиралу Мордвинову. Напряженная работа в Адмиралтейств-коллегий, которой он был занят, отнимала все время. А теперь эта затея с перевозкой камня! Уйти от новых забот было нельзя — в указе Екатерины особо оговаривалось: «адмиралу Мордвинову приложить свое старание».
Несмотря на то, что, кажется, все было предусмотрено, Мордвинов все же беспокоился. 24 августа 1770 года он писал Лаврову: «Камень по немалой высоте ево когда будет на самом верху судна не безопасения ежели зделается ветр и волнение, чтоб не покачнулся в котору сторону и от того не приключилось бы какого несчастья от чего боже сохрани. Для той предосторожности послано ныне к Вам средней препорции судно того ради Ваше высокоблагородие изволите по положению на судно камня и выливши из него воды приказать по обе стороны того судна с камнем укрепить как подлежит посланное от меня судно и имеющейся у Вас с провиантом плашкоут. При том же рекомендую Ваш. выс. как в положении на судно камня и укреплении ево там и в препровождении до места иметь всекрайние осторожности, работу же продолжать со всяким поспешением».

Сама Екатерина интересуется состоянием судна — надежно ли, все ли рассчитано и предусмотрено? Бедному Лаврову следуют реляции, одна за другой. Теперь уже приказано отменить погрузку камня до последней экспертизы. Мордвинов собирает у себя вице-президента Адмиралтейств-коллегий И. Г. Чернышева, генерал-интенданта И. Л. Голенищева-Кутузова совместно с мастерами. Вновь совещание и выезд на место, осмотр судна и камня. Наконец, кажется, все готово, и Мордвинов сообщает, что «судно мастером построено против поданного коллегиею чертежа з должным еще прибавлением противо того крепостьми».

Уже сама погрузка камня представляла немалую сложность. Расчеты показали, что в случае, если начать погрузку на судно, находившееся у пристани на плаву, то оно должно перевернуться. Тогда решено было его затопить, а после того, как камень будет погружен, откачать воду, с тем чтобы оно всплыло уже в устойчивом состоянии. Мордвинов повседневно интересуется ходом дела, ездит на место, торопит. Приказывает очистить дно «ковшами и железными граблями», водолазам еще раз осмотреть дно — не помешает ли что затопить судно, и все это «не упуская времени, понеже приближается осень... чтобы в переписках время не продолжалось».

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх