Павловский ансамбль складывался на протяжении пятидесяти лет — с
конца 1770-х до конца 1820-х годов — и в дальнейшем не подвергался существенным
изменениям. Это придало его художественному облику необычную
стройность и цельность, что отличает Павловск от всех других
пригородных ансамблей. На следующий год после основания села Павловского
там было построено два небольших деревянных здания, получивших
немецкие названия Паульлюст (Павлова утеха) и Мариенталь (Мариина
долина), относившиеся и к окружающим их участкам.
Паульлюст — небольшой двухэтажный дом стоял на том месте, где
теперь находится корпус библиотеки дворца.
На месте старых шведских укреплений был возведен второй домик –
Мариенталь. В архитектурном отношении он был столь же посредствен,
как и Паульлюст. Впоследствии на месте Мариенталя построили крепость
«Бип», поэтому внешний вид первых построек в селе Павловском известен
только по старинным изображениям.
Одновременно со строительством Паульлюста и Мариенталя начались
первые, еще весьма любительские по характеру, работы по планировке
всей усадьбы. Вокруг обоих главных зданий были разбиты цветники. Густой
естественный лес рассекли первые просеки. Для оживления пейзажей
сооружали беседки, расставляли кое-где статуи.
В архитектурном облике Паульлюста, Мариенталя и первых павильонов, в самом характере первоначальной разбивки парка было много общего, что позволяет предположить руку одного посредственного автора.
Хотя композиционная система крупных сооружений заимствована у
Палладио, выполнение обнаруживает небогатую фантазию в выборе деталей
и их сочетаний и к тому же явную приверженность к формам барокко.
Возможно, что автором и первым строителем Павловска был архитектор
П. Патон, ранее подвизавшийся в Ораниенбауме — также имении Павла.
К тому же вполне вероятно, что архитектор был вынужден считаться с
требованиями заказчиков, которые при больших претензиях не обладали
тонким вкусом. Вскоре, однако, первые сооружения павловского имения
уступили место произведениям настоящих мастеров. Тогда же начало складываться
ядро застройки центральных районов будущего парка, положенное
затем в основу всего дальнейшего развития ансамбля.