Пластическое убранство Казанского собора заслуживает особого внимания. Воронихину удалось сочетать здесь искусство скульптора и архитектора в поистине неразделимом единстве.
Вглядитесь, например, в орнаменты, украшающие колоннады собора. Они вырезаны по каменной облицовке, выполненной из пудожского камня. Вынутый из земли, этот камень очень мягок и поддается обработке любой сложности. Однако на воздухе он быстро твердеет, словно застывая в тех формах, которые придал ему художник.
Вот почему украшающая здание Казанского собора резьба, столь сложная и разнообразная по рисунку, поражает такой точностью и тонкостью исполнения, каких никогда нельзя было бы добиться в штукатурке, а выполнение скульптура украшений в материале облицовки стен позволяет архитектору достичь органической слитности декоративного убранства с «телом» здания.
Орнаментальные композиции выполняют у Воронихина определенное назначение, разнообразя язык архитектурных форм, подчеркивая и оттеняя их «звучание». Обратите внимание на фронтоны портиков собора. В треугольнике каждого фронтона Воронихин поместил условную, обычную для многих церковных зданий композицию, изображающую всевидящее око: из центра фронтона рвутся во все стороны лучи таинственного сияния. Но мы воспринимаем эту композицию вовсе не как религиозный символ; для нас она — своеобразное выражение того динамического напряжения, которым пронизана вся архитектура собора. Посмотрите: лучи словно силятся разорвать фронтон, силятся — и не могут скованные его рамками.
Орнаменты — не единственная скульптурная тема, которую Воронихин ввел в архитектуру Казанского собора. С первых дней работы над проектом Воронихин предполагал широкое использование в композиции здания круглой скульптуры и рельефных изображений. Мастером синтеза архитектуры с другими видами искусств он проявил себя еще в работе по оформлению интерьеров Строгановского дворца. Декоративную скульптуру он использовал, создавая Строгановскую дачу и украшая парк вокруг нее.
В. Лисовский