Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Медный всадник

Погрузка и доставка Гром-камня

18.11.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Адмиралтейств-коллегия с понятным волнением следила за этими работами,— теперь уже все зависело от морского ведомства, и малейшая оплошность могла привести к катастрофе.
Когда судно затопили, то оно оказалось все же выше береговой линии на 3 фута. Пришлось разнять борт, а затем осторожно, при помощи тех же желобов, двумя воротами втянуть камень на специальную бревенчатую решетку, находившуюся на праме. Вороты были установлены на другом судне. Затем закрыли борт.

В эти дни капитан-лейтенант Лавров совсем сбился с ног. Наконец, 28 августа 1770 года он сообщает в Коллегию, что на судно «большой камень положен благополучно, без всякого оному судну повреждения». Примечательно, что погрузка камня на судно была произведена за один день.
Однако радоваться еще было рано. Когда откачали воду, случилось неожиданное — судно всплыло с носа и с кормы, середина его с камнем продолжала оставаться на дне. Сила тяжести камня была такой, что бревна и доски прогнулись. Сама погрузка была сложным делом и доставила немало волнений морякам, а тут еще эта незадача со всплытием прама. Почему же так получилось?

Расчеты Корчебникова были верными, предложенный прием с затоплением необходимым. Дело в том, что по предварительным расчетам камень должен был располагаться на судне вдоль, а его привезли в таком положении, что погрузить оказалось возможным только поперек судна. Это решило дело, нагрузка на судно была распределена неравномерно, и средняя часть прама не хотела всплывать.

Возник новый спасительный проект — решено было от носа и кормы подвести к камню бревна-опоры, которые передали бы распорное усилие во все стороны. Это было признано необходимым и «для крепости того судна: дабы такая великая тягость в малом корпусу, занимая небольшое место посредине судна, не преломила ево». Когда это было сделано и вновь произвели откачку воды, судно оказалось на плаву. Теперь оставалось транспортировать необычный груз водой. Для этой цели по сторонам прама с камнем были для устойчивости поставлены два небольших судна — краеры.

Сложная и необычная флотилия двинулась к столице. Сначала осторожно, избегая мелей, шли заливом, затем по Малой Невке и, наконец, по Большой Неве, через весь город, мимо Петропавловской крепости, Зимнего дворца и Адмиралтейства, Водный путь был длиной в 12 верст.

26 сентября 1770 года Гром-камень при огромном стечении народа был сгружен с прама на пристань. Выгрузка камня также сопровождалась немалыми трудностями, пришлось и здесь затапливать прам, забивать предварительно в дно реки бревна, устанавливать лебедки и проч. Вскоре Гром-камень оказался на месте, превратившись уже в пьедестал монумента.

Всем работавшим на судах при перевозке камня было выдано пятьсот рублей для раздачи им «по препорции», а кроме того, вина и пива. Высокую оценку получила деятельность капитан-лейтенанта Лаврова, мастера Корчебникова и такелажмейстера Михайлова. Это были руководители, а сколько одаренных и опытных мастеров, рабочих, матросов участвовало в этом деле! На разных стадиях работы привлекались сотни и тысячи людей. Перевозкой одного только отбитого куска камня занимались 400 человек, а «битье под фундамент» для пьедестала свай, «выливка воды и таскание для фундамента дикого камня и бутовой плиты» потребовали 5048 рабочих. Только на краерах, праме и в связи с ними было занято: «из морских служителей... 143 человека, из Кронштадта 200 человек рядовых». Работали от зари и до зари.

Мордвинов, подводя итоги, особенно превозносил заслуги Лаврова и Корчебникова, ибо они «со всяким рачением и тщанием в положенных на них должностях находились, которыми я весьма был доволен, видя их ревностные труды как днем так и ночью, которых и впредь в своей команде охотно иметь желаю».
Камень горожанам понравился. Большое впечатление произвела вся эпопея с перевозкой его к месту, необычайная его «тягость», огромные размеры и «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из отколков оного резные запонки, набалдашники и тому подобное...»
Так закончилась эпопея с доставкой Гром-камня. Она произвела сильное впечатление на современников не только в России, но и на Западе. В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с гордой надписью «Дерзновению подобно», которая в полной мере выражала оценку современниками этого события.
По словам одного из них
Нерукотворная здесь Росская гора,

Вняв гласу божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра!

 
Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх