Казанский собор — произведение несравненно более сложное, чем работы Воронихина 90-х годов. И проблемы синтеза искусств в композиции Казанского собора архитектор решает еще более глубоко. Воронихин выступил здесь подлинным новатором, открыв новую страницу в истории русского классицизма.
Новое заключалось в том, что Воронихин первым из зодчих XIX столетия увидел в скульптуре не одно только украшение, но и средство для более полного раскрытия идейного замысла архитектурного сооружения, для углубления образно-выразительной характеристики здания как произведения искусства.
Вслед за Воронихиным архитекторы А. Д. Захаров и К. И. Росси в сотрудничестве с С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским, Ф. Ф. Щедриным и другими ваятелями умножили достижения в области синтеза искусств, создавая свои лучшие произведения, в которых архитектура и скульптура поистине слились воедино.
Еще в самом начале строительства собора, в марте 1803 года, Воронихин представил в строительную комиссию доклад, к которому была приложена подробнейшая опись всех предстоящих живописных и скульптурных работ как в интерьерах, так и на фасадах здания. Воронихин назвал темы всех произведений, определил их размеры, место в общей композиции и в некоторых случаях дал эскизы. Однако зодчий не навязывал своей воли ваятелям и живописцам. Он вполне доверял их творческому воображению, справедливо считая, что именно в таком доверии путь к подлинно художественному соединению их трудов с трудом строителя. Строганов, «над художествами президирующий», сумел привлечь для выполнения поставленной Воронихиным задачи лучших скульпторов и художников Академии. И здание Казанского собора стало настоящим музеем русского искусства начала XIX столетия.
В. Лисовский