Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

99 редких и малоизвестных достопримечательностей Петербурга

Царь-Ванна в Баболово

25.08.2014 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Не все знают о шедевре каменного мастерства наших предков – гигантской ванне в Баболовском парке, которая по качеству работы сопоставима, а по своим размерам превосходит саркофаг пирамиды Хеопса. Причём, этот объект, что в народе зовётся «Царь-ванной», занесён на страницы Книги рекордов Гиннесса, правда, его так и не считается музейным экспонатом. К этому уникальному гранитному шедевру власти относятся, словно к мусору.

Само собой, разница в возрасте между шедеврами Санкт-Петербурга и Египта огромная. Саркофагу в пирамиде не меньше пяти тысяч лет, а Царь-ванне меньше двух сотен лет. Поражают вес, размеры и техника обработки последней. Российские каменотёсы не создавали чего-либо подобного ни перед изготовлением Царь-ванны в конце XIX столетия, ни после. Даже современным мастерам, имеющим соответствующее оборудование по обработке гранита, подобный заказ будет выполнить нелегко.

Изначально вес красно-гранитная глыба с вкраплениями лабрадора зелёного цвета, из которой планировалось вырубить ванну, составлял более 160 тонн. Когда работа была завершена, ванна весила 48 тонн. Цифра большая даже в сегодняшние времена. Не каждая современная техника поднимет такой груз.

vanna_babolovo_01.jpg

Интересно то, что в Царь-ванне никому никогда купаться не доводилось. О причинах узнаете немного позже. И тут опять можно вспомнить саркофаг из пирамиды Хеопса. Исследователи выяснили, что саркофаг не был последним пристанищем египетского фараона. Хоронили его в другом месте, да и пирамида, что вполне вероятно, усыпальницей не являлась. Об истинном предназначении величайших объектов, выполненных из гранита, до сих пор никто так ничего и не знает!

Экспонаты Кремля в Москве – Царь-пушка и Царь-колокол известны всей нашей планете и доступны гостям российской столицы, чего не скажешь о Царь-ванне, которая заброшена в Баболовском парке, расположенном под Санкт-Петербургом. Почему существование этого шедевра держится в строжайшем секрете, всю информацию будто намеренно скрывают и не подвергают огласке? Что мешает государственным властям вывезти его из руин Баболовского заброшенного дворца и представить мировой общественности, как те же вышеназванные московские Царь-колокол и Царь-пушку? Наверное, причины есть, и довольно серьёзные.

Из истории мы знаем, что дворец и парк свои названия получили по имени деревушки Баболово, какую императрица Екатерина II преподнесла в дар светлейшему князю Григорию Потёмкину, являвшемуся её фаворитом. Так как деревню окружали густые леса, решили парк не сажать, а под него приспособить лесной участок. Территория была расчищена, осушена и засажена дубами и лиственницами, которые раньше не росли в этих местах. Она стала напоминать английский парк. В 1785-м в нём построили деревянный, а потом каменный дворец. Это было одноэтажное летнее здание с наличием семи комнат, выполненное в модном тогда готическом стиле. Из-за того, что дворец располагался отдалённо, его посещали редко, и через десять лет он обветшал.

Вторым рождением данного сооружения стали годы его перестройки (1824-1825). Ею занимался автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских и Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге и провиантских складов в Москве архитектор В. Стасов.

Народные предания гласят, что в 1823 году внук Екатерины Великой Александр I, которому нравилось холодное купание, распорядился, чтобы в Баболовском дворце сделали перепланировку, и построили вместо беломраморной ванны гигантскую гранитную ванну. Из-за этого Стасов был вынужден расширить главный зал, для размещения в нём «новой» гранитной ванны. Причем, строители вначале устанавливали Царь-ванну, и лишь затем возводили стены зала вокруг неё. К ванне шла чугунная лестница с перилами, которая опиралась на колонны, сделанные из того же чугуна, и имела смотровые площадки. Сейчас их как будто и не было! Наверное, ещё в эпоху СССР чугунные конструкции демонтировались и были пущены на металлолом.

vanna_babolovo_02.jpg

Есть некоторые сведения, что уникальную ванну из гранитного монолита заказали известному Петербурга Самсону Суханову, возглавлявшему изготовление ростральных колонн возле Биржи на Васильевском острове и помогавшему создавать пьедестал московского памятника Минину и Пожарскому.

Родился Самсон Ксенофонтович Суханов в 1768 году в селе Завотежицы из Вологодской губернии. Его отец был пастухом. Будущий создатель шедевра в молодые годы работал бурлаком, батраком, сапожником, охотником; его ранил белый медведь, когда Самсон валил животное с рогатиной. Однако страстью Суханова ещё с детских лет была лепка глиняных игрушек и рисование.

samson_suhanov.jpg

Самсон Суханов

Летом 1797 года он прибыл с рыбным обозом из Архангельска в Северную столицу. Там Самсон начал работать каменотёсом на сооружении Михайловского замка, проявив себя в деле наилучшим образом. Когда строительство закончилось, он организовал свою артель. Суханов тогда уже выучился грамоте, мог читать архитектурные чертежи и проводить расчёты. Зодчий Казанского собора А. Воронихин доверил его артели возводить внешнюю колоннаду, а потом и внутренние колонны храма. За данную работу Суханова наградили золотой медалью. Дальше поступили заказы на скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, Ростральные колонны, набережные и т.д. Работа, конечно, выполнялась вручную, с использованием молотка и зубила, и, естественно, «на глаз», правда, с необыкновенной точностью.

Не стоит удивляться, что инженер Бетанкур, состоявший при царском дворе, обратился к прославленной артели каменотёсов, после чего, Суханов заключил с ним в 1818 году соглашение на изготовление ванны, взяв 16 тысяч рублей за работу.

В этом же году с одного из островов Финляндии была доставлена гранитная глыба, весившая более 160 тонн. Мастерам оставалось только отсечь всё ненужное (120 тонн). На работу ушло десять лет, и её выполнили в срок с наивысшим качеством. В итоге, получилась гранитная полированная ванна с высотой 196 см, глубиной – 152 см, диаметром – 533 см и весом в 46 тонн. В неё вмещается восемь вёдер воды – около восьмидесяти тысяч литров!

Мастера, при этом, смогли продемонстрировать удивительное чувство камня. У стен чаши минимальная толщина – 45 см, и это позволяет выдерживать давление многотонной водной массы, являясь, при этом, для хрупкого гранита пределом. Профессор и искусствовед Я. Зембицкий говорил, что со времён Древнего Египта такого колоссального из гранита ничего больше не было. Когда завершились камнерезные работы, то вокруг ванны соорудили стены – восьмиугольную башню. В помещении сделали по периметру на кронштейнах чугунные мостки со спусками, перилами, а также смотровыми площадками.

dvorets_babolovo_01.jpg

Работы закончились в 1826 году, а за четыре года до этого скончался заказчик – Александр I, унеся в могилу тайну предназначения этого уникального сооружения. Как он планировал его использовать?

Данные, что на вырубку ванны целых десять лет, заставляют сомневаться, что она делалась по распоряжению императора, и вот почему! Если бы Александр действительно приказал соорудить ванну во дворце, то с трудом верится, что он ждал бы десять лет, чтобы искупаться в этом чане из гранита. Приказы государя исполнялись в самые короткие сроки, а такой срок можно назвать уже долгостроем!

Вызывает сомнение ещё один момент. В официальной истории перестройки Баболовского дворца и его реконструкции просматриваются явные разночтения. Как говорилось выше, архитектор был вынужден расширить главный зал, чтобы поставить там Царь-ванну, строители же возвели его стены лишь тогда, когда эта ванна уже стояла. Если дворец перестраивался всего лишь два года, то выходит, что Царь-ванна там уже стояла.

Здесь просматривается явная нестыковка. Если император повелел соорудить ванну в 1823 году, реализация проекта заняла десятилетие, значит, то в главном дворцовом зале её должны были поставить не ранее 1833 года. Но к тому времени, как гласит летопись, дворец закончили перестраивать ещё восемь лет назад, и Царь-ванна занимала своё место.

plan.jpg

Какую же тогда ванну Самсон Суханов вырубал из гранита, и изготовлял ли он вообще её? Как Царь-ванну могли установить в Баболовском дворце ещё перед тем, как её изготовили? Тут снова появляется ассоциация с гранитным саркофагом в Египте, установленным в центральной камере хеопсовской пирамиды в период её строительства. Исследователи увидели, что саркофаг оказался больше, чем входной проём в камеру. Поэтому строители его вынуждены были внести в помещение перед возведением стен и потолка камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что нынешние учёные, тщательно изучив саркофаг пирамиды Хеопса, сделали вывод – его создавали вовсе не для фараона. Так и не было выяснено, какие он выполнял функции, хотя версий достаточное количество. Подобная ситуация складывается также с Царь-ванной! В ней столько же загадок, сколько и в египетском саркофаге.

О впечатляющих размерах ванны писалось выше. Сделать вручную данный гранитный шедевр не представляется возможным. Здесь нужны были инструменты, легко резавшие и обрабатывавшие гранит, ещё мощные подъёмные установки, которые могли поднимать гранитную глыбу в 160 тонн и поворачивать её. Когда смотришь на фотографию Царь-ванны, то создаётся впечатление, что вырезали её на громадном токарном станке.

По ходу изучения Царь-ванны появляется множество вопросов! Как в ней разогревалось такое немыслимое количество воды, и как она поддерживалась в тёплом состоянии? Ещё больше озадачивает тот факт, что в ванне отсутствует сливное отверстие, следовательно, каким образом тогда сливалась вода. Сегодня есть две версии, которые объясняют, для чего была предназначена баболовская чаша. Первая из них – бытовая. Семья Романовых в летнее время традиционно находилась в Царском Селе или Петергофе. В жару существовала потребность освежаться в прохладной воде. Так как августейшие особы, особенно дамы, не могли оголяться на публике, то они могли сделать собственный refreshing в данном бассейне.

Почему бассейн изготавливался не из пропилена? Потому что кроме гранита других материалов в то время не было.

Почему не подогревалась вода? Потому что бассейн собирались использовать только летом и только с целью охладиться. В пользу такой версии говорит реконструкционный план водоснабжения.

В ванной действительно нет сливного отверстия. Правда, под её фундаментом имеется коллектор, принимающий воду, дно чаши же расположено на полтора метра выше, чем поверхность близлежащего пруда. По всей вероятности, когда завершились основные работы, наследники, из-за смерти заказчика (Александра I) решили не устраивать бассейн, а демонстрировать ванну в качестве предмета камнерезного искусства. Из этого следует, что Царь-ванна, как и её московские «коллеги» ни разу не применялась по своему настоящему предназначению.

Ещё одна версия – «масонская». Те, кто её придерживается, баболовский дворец с ванной рассматривают, как будущий основной масонский храм. В дворцовых декорациях, при этом, они усматривают большое количество масонских знаков. Эту версию опровергает тот факт, что Александр I издал в 1822 году высочайший рескрипт, предусматривавший уничтожение масонских лож и любых тайных обществ. Тяжело поверить, что русский государь, избавляясь от лож, оставил одну себе.

Существует также и «космическая» версия. Как писал некий Ю. Бабиков, «не стоит сомневаться, что сама чаша является элементом антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ колебаний для космической сверхдальней связи».

Возможно даже, Царь-ванна вырубалась не каменотёсами эпохи Александра I. Может быть, она в Баболовском лесу покоилась ещё до создания парка и дворца. А когда эта находка была найдена, то архитекторов дворца осенила идея сделать тут купальню, приспособив, таким образом, гранитный чан, как ванну. Вокруг объекта соорудили стены купальни, после чего, в народе появилось такое новое обозначение, как «Царь-ванна». Нот только, кто её настоящий создатель остаётся под завесой тайны, поэтому гранитный шедевр и не выставляют на всеобщее обозрение. Смогли ли бы каменотёсы времён правления Александра I вырубить из красногранитного цельного монолита такую гигантскую чашу? Ведь даже в нынешние времена это сделать довольно проблематично.

Баболовский парк и дворец постигла трагичная история. Сначала перестали ухаживать за парком, затем пилили на хозяйственные нужды вековые деревья, ну а дальше наступила Великая Отечественная война, которая разрушила дворец. В результате бомбёжек рухнули его своды, большинство его строений стали руинами. И лишь таинственная ванна остаётся в целости и сохранности. Имеется информация, что немецко-фашистские захватчики намеревались вывезти её, но сделать это им не удалось, потому что у них отсутствовали технические возможности, чтобы поднять и перевезти этого 50-тонного гиганта.

В наши дни стоимость реконструкции Баболовского дворца, а также прилегающей к нему местности, оценивают в сто миллионов долларов. Однако инвестор, к сожалению, не находится. В голове просто не укладывается данный экономический парадокс: два столетия назад у России, которая была вооружена зубилом и молотком, имелись возможности для создания этого чуда, современная же РФ не может просто его содержать, пользоваться и демонстрировать. Неужели страна ослабела в материальном и техническом плане?

В Баболовский парк и дворцовым руинам туристов, увы, не водят. Объекты эти даже не упомянуты в путеводителях. Вдобавок, в здешнем краеведческом музее отсутствует информация, как о парке, так и о ванной! Это можно понимать в качестве удивительного безразличия к собственной истории или наглядного примера умалчивания и умышленного скрытия объекта, что не поддаётся научному объяснению?

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх